Дегтев С.В. Бродячая собака. Литературно-художественная композиция. Вступление. Часть А.
Литературно-художественная композиция. Фантазия.
Вступительное слово.
Да, я любила их, те сборища ночные,
Над чёрным кофеем пахучий, тонкий пар
Камина красного тяжёлый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
1917 А.А.Ахматова
«Бродячая собака» была (и, собственно, осталась до сих пор) истинным символом Серебряного века с его «пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем»[1]. Исходя из этой точной и почти исчерпывающей формулировки, мы составляли нашу литературно-художественную композицию-фантазию.
Просуществовавшее всего три года (с 1 января 1912 года по 3 марта 1915 года), это литературно-артистическое кабаре не было единственным в начале 20-го века. Но ни предшествующая ему «Летучая мышь» в Москве, ни последующие – «Привал комедиантов» в Петербурге, «Странствующий энтузиаст» в Москве – не могут сравниться по своему значению, по “эху времени” и месту в том историческом отрезке, которое именуется Серебряный век.
И дело не только в том, что ночные заседания (по средам или субботам) в «Бродячей собаке» посещали все (за немногими исключениями) выдающиеся представители художественной элиты России. А было их не мало: поэты – А.А.Ахматова, Н.С.Гумилёв, К.Д. Бальмонт [2], Ф.Сологуб [3], В.Хлебников, В.В.Маяковский, О.Э.Мандельштам [4], М.А.Кузмин, И.Северянин, Б.К.Лившиц [5], Г.В.Иванов [6], В.Г.Князев [7] и многие другие; художники – Н.Н. Сапунов[8], С.Ю. Судейкин [9] , Н.И. Кульбин [10], Н.И. Альтман [11] , Ильязд (И.М.Зданевич )[12], М.В.Добужинский[13], Е.С.Кругликова[14]; архитекторы – В.А.Щуко[15], А.А.Бернардацци-младший[16], И.А.Фомин [17] и др; композиторы и музыканты – М.Ф.Гнесин [18], С.С.Прокофьев [19], Ю.А.Шапорин [20], И.А.Сац [21], Рихард Штраус [22], А.С.Лурье [23] и др; театральные режиссёры и актёры – Н.В.Петров [24], О.А.Глебова-Судейкина [25], Т.П. Карсавина [26], М.М.Фокин [27], Ф.В.Лопухов [28], А.А. Орлов [29], Б.Г.Романов [30], Ю.М. Юрьев [31], клоун Жакомино [32], Б.Г. Казароза [33]; ученые -В.К.Шилейко,[34] В.В.Гиппиус[35].
Ведь известно, что никогда не посещал “Бродячую собаку” В.Э. Мейерхольд[36] (затевавший кабаретные театры «Лукоморье» и «Дом интермедий»), возможно потому, что собственно его идею реализовал в этом кабаре его ученик и бывший помощник. Б.К.Пронин [37], “хунд-директор” [38] «Бродячей собаки». И А.А.Блок (в отличие от своей жены, Любови Дмитриевны) также категорически отказывался посещать подвальное кабаре. Одной из причин, по-видимому, являлось то, что “Бродячая собака” символизировала для Александра Александровича «литературное большинство», т.е. тех, которые «заводятся около искусства», тех, кто «похваливает и поругивает» художников и тем «пьет <…> художническую кровь».[39]
И тем не менее несмотря на то, что ни В.Э.Мейерхльд, ни А.А. Блок никогда не были в «Бродячей собаке», и великий театральный реформатор, и великий поэт незримым образом там присутствовали (ведь многие мемуаристы часто упоминают то одного, то другого в связи с посещением кабаре). Возможно, этот феномен незримого присутствия непосредственно связан с тем, что удивительная атмосфера трагической буффонады общего великого творения двух мастеров – постановки «Балаганчик» (1906 г.) – каким-то фантастическим образом перешла в «Собаку». Несомненно, этому способствовали художник и композитор постановки, ведь и Н.Н.Сапунов, и М.А.Кузмин стояли у истоков создания «Бродячей собаки».[40]
Список людей искусства, посещавших “Бродячую собаку”, можно продолжать бесконечно. Назвав лишь основные имена, мы уже имеем право заявить о той важной роли, которую сыграло кабаре в культуре Серебряного века [41].
Объединения и деятели, обосновавшиеся в “Бродячей собаке”, во многом определили облик литературы той эпохи.
Первыми в этом ряду стоят акмеисты и их объединение “Цех поэтов”. 19 декабря 1912 года С.Н.Городецкий [42] зачитал доклад “Символизм и акмеизм”. «Тезы» впервые публично обнародованной программы акмеизма были напечатаны в пригласительных билетах. Чувствуя невероятно благоприятную для себя атмосферу, «Цех поэтов» вообще предпочитал собираться в «подвале». Но, по словам В.Пяста [43], «наибольшие в историческом плане заслуги её (“Бродячей собаки” – С.В.Д.) <именно> перед футуризмом»[44]. 23 декабря 1913г. В.Б.Шкловский [45] сделал доклад на тему “Место футуризма в истории языка”, явившийся первым теоретическим осмыслением нового направления в поэзии. Затем последовали вечера, целиком отданные “будетлянам”: вечер “Пяти”, вечер “Маяковский” и вечер, посвященный сборнику “Стрелец”, на которых читали свои произведения все самые значительные поэты-футуристы. Следует упомянуть также, что в “Бродячей собаке” с большой помпой в феврале 1914 года принимали главу итальянского футуризма Ф.Т.Маринетти [46], который сделал там свой доклад.
К символистам в «Собаке» все-таки относились с меньшим вниманием. Тем не менее нельзя не упомянуть чествование К.Д.Бальмонта (13 января 1912 года), бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна [47] (март 1914 года) и французского “принца поэтов” Поля Фора [48] (4 марта 1914 года).
Из всех многочисленных театрализованных действ в “Бродячей собаке” мы упомянем два. В сочельник 1913 года был представлен “Вертеп кукольный. Рождественская мистерия”. Слова и музыка М.А.Кузмина, постановка К.М.Миклашевского [49]. Вопреки пометке “кукольный” все роли исполняли живые актёры. Богородицу играла О.А.Глебова-Судейкина. Присутствующий на этом великолепном зрелище С.П.Дягилев [50] заметил: “Это не Аммергау[51], это настоящее, подлинное”[52].
28 марта 1914 года в кабаре произошло событие, которое не смогли забыть посетители “Бродячей собаки”. Танцевала Т.П.Карсавина. Приведём небольшой отрывок из воспоминаний С.Ю.Судейкина, описывающего это красочное представление: «А вечер Карсавиной, этой богини воздуха. Восемнадцатый век – музыка Куперена[53]. «Элементы природы» в постановке Бориса Романова, наше трио на старинных инструментах. Сцена среди зала с настоящими деревянными амурами 18-го столетия, стоявшими на дивном голубом ковре той же эпохи при канделябрах. Невиданная интимная прелесть. 50 балетоманов <…> смотрели затаив дыхание, как Карсавина выпускала живого ребёнка-амура из клетки, сделанной из настоящих роз».[54]
Долго ещё можно говорить о том вкладе в культуру «Серебряного века»,
«…который привнесли создатели и участники этого кабаре, но, думается, что перечисленного уже достаточно, чтобы заявить о той важной роли, которую оно сыграло». [55]
Мы определили жанр нашей литературно-художественной композиции как “фантазия”. И вот почему. Мы ни в коем случае не ставили перед собой цели воссоздать атмосферу, царившую в “Бродячей собаке”, с исторической точностью. Тем более что это невозможно, поскольку подлинные протоколы этих заседаний (так называемые “Свиные книги”) не сохранились, а реальные свидетели тех событий в своих воспоминаниях зачастую противоречат друг другу. Мы ставили перед собой другие задачи. И прежде всего – передать молодому поколению 21-го века наши представления об этом удивительном времени, тревожном, лихорадочно-весёлом, полном предчувствия конца, и одновременно необыкновенно творческом и праздничном. Не можем не признаться, что на эти представления в первую очередь повлияло творчество и жизненная судьба А.Ахматовой. Поэт (А.А.Ахматова не любила слово «поэтесса») встретилась с “Бродячей собакой ” после закрытия ещё 2 раза. Первый раз это была встреча творческая: в ночь 1940 года, спустя почти после 30 лет после ночи 1913, тени близких и далёких современников явились к ней и остались навсегда в “Поэме без героя”. «Полночной Гофманианой» пронёсся перед Ахматовой весь серебряный век: Мейерхольд, Гумилёв, Блок, Глебова-Судейкина и Вс. Князев. Вторая встреча произошла в реальности: во время бомбежки в августе 1941 А.А.Ахматова вместе с Б.В.Томашевским[56] очутились в подвале на Михайловской площади (площадь искусств), который и оказался “Бродячей собакой”, увы, лишенной своего былого сказочного великолепия.[57]
В “Собаке” разыгрывались нешуточные страсти и даже трагедии: любовный треугольник – О.А.Глебова-Судейкина, М.А.Кузмин, В.Г.Князев – завершился самоубийством последнего. Первоначальная мысль положить эту историю в основу нашей композиции была отвергнута. Во-первых, потому, что не нам тягаться с великим поэтом (которая деликатно заменила М.А.Кузмина А.А.Блоком в своей поэме), а во-вторых, эта история развивалась довольно долго (по тем временам) и в основном вне стен “Бродячей собаки”[58]. Тем не менее скрытый намек на этот сюжет в композиции есть. К 1913 году наметилось охлаждение отношений между А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилёвым (в 1914 году, когда Н.И.Альтманом писался знаменитый ахматовский портрет, Ахматова уже покинула мужа и уехала из Царского Села в Петербург, хотя официальный развод состоялся лишь через четыре года)[59].
Вообще действие композиции относится к 1913 году: в новогоднюю ночь 1913 написано стихотворение “Все мы бражники здесь, все блудницы”; с 1913 в кабаре начинается “эпоха футуристов”, о чём мы уже написали выше.
Нужно ли объяснять наш вымысел – фантастическое появление А.А.Блока, этого символа «Серебряного века», в «Бродячей собаке»? Небольшие пояснения… Без “трагического тенора эпохи” это время непредставимо. Добавим ещё следующее: все происходящее в том времени видится как бы сквозь призму поэзии А.А.Ахматовой. А жизненные и творческие пути двух величайших поэтов 20-го века были весьма сложны и взаимопроникновенны.[60]
О других анахронизмах и “фантазиях” в нашей литературно-художественной композиции мы расскажем в примечаниях к списку действующих лиц и к тексту. Комментарии эти многочисленны.
Стоит задать вопрос: что же остаётся подлинного в наших «выдумках»? Ответ прост – Поэзия. Великая поэзия, в которой живёт и бьётся сердце Серебряного века.
Теперь поговорим о музыке к спектаклю.
В “Бродячей собаке” музыка звучала постоянно: от произведений И.А.Саца – знаменитого создателя музыки к мхатовской постановке “Синей птицы” М.Метерлинка – до цыганских песен и испанских танцев в исполнении Б.Г.Казарозы. Трудность музыкального оформления спектакля заключалась в том, что надо было, с одной стороны, передать подлинность той эпохи, с другой – приблизить это время к нашим дням. Н.Б.Смирнова блестяще справилась с этой задачей. В спектакль был введен такой персонаж, как А.Н.Вертинский – великий русский шансонье, неразрывно связанный с эпохой Серебряного века (известно, что Александр Вертинский никогда не выступал в “Бродячей собаке”, на чем мы остановимся подробнее в примечаниях к списку действующих лиц и тесту пьесы). Его песни в спектакле не только звучали в записи в исполнении автора, но также исполнялись участниками “вживую”. Для сопровождения действия Н.Б.Смирновой была выбрана музыка выдающегося аргентинского композитора и исполнителя Астора Пьяццоллы[61], родоначальника стиля нуэво танго (nuevo tango). Этот композитор, перевернувший традиционное танго, представил его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Общеизвестно, что, начиная с 10-х годов танго завоевало весь мир, Петербург не являлся исключением. Танго танцевали и в “Бродячей собаке”. Музыка Пьяццоллы, пряная, откровенно эротичная, печальная, иногда трагическая, как нельзя лучше (по нашим представлениям) передает атмосферу, царившую в кабаре. Произведения Пьяццоллы, с одной стороны, наполнены ритмами начала 20 века, с другой – звучат современно и свежо, связывая разные времена и разных людей, обеспечивая тем самым “неразрывную связь времён”.
[1] Шабалина Татьяна. “Бродячая собака”. // http: // krugosvet.ru. См. подробный рассказ о «Бродячей собаке»: Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — век минувший. СПб. 2002.
[2] Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942) – поэт–символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. С1 ИЛЛ,1
[3] Сологуб Фёдор (Фёдор Кузьмич Тетерников) (1863 – 1927) – русский поэт, писатель, драматург, один из крупнейших представителей символизма, Серебряного века. С2
[4] Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) – русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов 20-го века, акмеист. С3
[5] Лившиц Бенедикт Константинович (Наумович) (1887 – 1938) – русский поэт, переводчик, мемуарист. В 1909г. участвовал в журнале Н.С.Гумилева «Остров», в 1910 – в журнале «Аполлон». В 1911г. сблизился с братьями Бурлюками и вместе с ними организовал творческую группу «Гилея» (позднее – кружок кубофутуристов, к которым примыкали В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Крученых). Принимал участие в таких сборниках, как «Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. По оценке К. И. Чуковского, Лившиц — «эстет и тайный парнасец», «напрасно насилующий себя» сотрудничеством с футуристами (См.: Чуковский К. Образцы футуристической литературы. Литературно-художественные альманахи издательства “Шиповник”. СПб. 1914. Кн. 22. С.147.Цит. по: http://az.lib.ru/l/liwshic_b_k/text_0030.shtm). В 1933г. поэт опубликовал замечательные воспоминания «Полутороглазый стрелец», одна из глав которых посвящена «Бродячей собаке». В 1938г. был растрелян. С4 Илл.2
[6] Иванов Георгий Владимирович (1884 – 1958) – русский поэт, прозаик, переводчик; один из крупнейших поэтов русской эмиграции. Находился под влиянием И. Северянина, Н. Гумилёва, М. Кузмина. Был постоянным сотрудником журнала «Аполлон», с 1917 член «Цеха поэтов». Оставил интересные (но не лишенные неточностей и противоречий) воспоминания об эпохе серебряного века, в том числе и «Бродячей собаке». С5
[7] Князев Всеволод Гавриилович (1891 – 1913) – поэт и переводчик. Покончил жизнь самоубийством. Судьба Князева нашла отражение в ахматовской «Поэме без героя», о чем более подробно далее. С6
[8] Сапунов Николай Николаевич (1880 -1912) – живописец, театральный художник, более всего прославившийся после постановки пьесы А.А.Блока «Балаганчик» (1906г.). Принимал деятельное участие в создании «Бродячей собаки», трагически погиб при катании на лодке. С7
[9] Судейкин Сергей Юрьевич (1882 – 1946) – живописец, театральный художник. В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской литературно-художественной жизни. Тесные отношения складываются у него с М. Кузминым. Художник оформляет для своего друга книги стихов — «Куранты любви» (1910) и «Осенние озера» (1912), помогает В. Мейерхольду в организации «Дома интермедий» (1910-1911), в 1911 г. расписывает стены театра-кабаре «Бродячая собака», в 1915 г. создает декоративные панно для «Привала комедиантов». Был женат на О.А.Глебовой-Судейкиной. С8
[10] Кульбин Николай Иванович (1868—1917) – военный, главный врач генерального штаба. Человек необыкновенной образованности: знаток астрономии и поэзии, философ. Был другом многих поэтов и художников, меценат. Н.И.Кульбин был «своим человеком» в петербургском арт-кафе «Бродячая собака»; именно благодаря ему в 1912 году в «Бродячей собаке» появились футуристы – сначала Велимир Хлебников, потом Бенедикт Лифшиц, а еще позже – Владимир Маяковский, братья Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Елена Гуро, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Алексей Крученых, Михаил Матюшин. Именно он пригласил в Россию известного итальянского футуриста Ф.Т. Маринетти (1914). Вместе с С.Ю.Судейкиным расписал стены «Бродячей собаки». С9
[11] Альтман Натан Исаевич (1889 – 1970) – живописец, художник–авангардист (кубист), скульптор и театральный художник. Автор знаменитого портрета А.А.Ахматовой. С10 Илл.3
[12] Зданевич Илья Михайлович (псевд. Ильязд, Эли Эганбюри, (1894 – 1975) — русский и французский писатель, теоретик русского авангарда и дада, издатель, художник. С11
[13] Добужинский Мстислав Валерианович (1875—1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист. Добужинский был не только соучредителем «Бродячей собаки», но и автором её графического герба. С12 Илл.4
[14] Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 – 1945) – русская художница-график, мастер гравюры и силуэтов. Есть сведения, что художница вырезала ножницами из черной бумаги свои знаменитые портреты-силуэты прямо в «Бродячей собаке». См.: Без указания автора. » Бродячая собака». Телеканал «РОССИЯ» http://www.rutv.ru/rnews.html?d=0&id=178454 С13
[15] Щуко Владимир Алексеевич (1878 – 1939) – российский, советский архитектор, художник театра, просветитель. Видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. В советское время, в соавторстве с В. Г. Гельфрейхом — один из создателей сталинской архитектуры, соавтор нового здания Библиотеки имени Ленина и нереализованного проекта Дворца Советов в Москве. С14
[16] Бернардацци, Александр Александрович (1871 — после 1921) – русский архитектор, автор построек в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми и Харбине. С15
[17] Фомин Иван Александрович (1872 – 1963) – русский и советский архитектор, представитель неоклассицизма. С16
[18] Гнесин Михаил Фабианович (1883 -1957) – русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат сестёр Гнесиных. В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи Константина Бальмонта и Фёдора Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи Валерия Брюсова, музыка к трагедиям Еврепида и Софокла. С17
[19] Прокофьев Сергей Сергеевич (1881 -1953) – русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов 20-го века. С18
[20] Шапорин, Юрий Александрович (1887 – 1966) – русский и советский композитор и педагог. С19
[21] Сац Илья Александрович (1875 – 1912) – русский композитор, дирижер, виолончелист, театральный композитор. Музыка композитора часто исполнялась в «Бродячей собаке». Один из первых вечеров нового 1913 года в кабаре был посвящен памяти Саца и Сапунова, безвременно ушедших в 1912г. С20
[22] Штраус Рихард (1864 – 1949) – немецкий композитор эпохи позднего романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром. В 1905 году он создаёт «Саломею» (по пьесе Оскара Уайльда), которая становится символом австро-германского модерна. Об этой встрече вспоминал поэт Григорий Адамович: «Для Штрауса Артур Лурье, считавшийся в нашем кругу восходящей музыкальной звездой, сыграл гавот Глюка в своей модернистской аранжировке, после чего Штраус встал и, подойдя к роялю, сказал по адресу Лурье несколько чрезвычайно лестных слов». См.: Адамович Г., Мои встречи с Анной Ахматовой. — «Звезда». 1989, № 6, С. 50. Другие исследователи отрицают эту встречу. (см.: Мок-Бикер Элиан. “Коломбина десятых годов…”. Париж – Санкт-Петербург: АО “”, 1993/ Гл. Серебряный век, прим. 13. // http://www.akhmatova.org/). С21
[23] Лурье Артур Сергеевич (1903 – 1970) – русский композитор-авангардист, первый написавший музыку на стихи А.А.Ахматовой. Поэт собиралась писать либретто для балета на музыку А.С.Лурье, предназначавшуюся для антрепризы С.П.Дягилева. Об этом несправедливо забытом музыканте см.: Автор не указан. Из истории русского музыкального авангарда. Глава первая. Артур Лурье — комиссар по делам музыки.// http://rusfno.boom.ru/; Рубинчик Ольга. В поисках потерянного Орфея: композитор Артур Лурье. Звезда. – 1997. – № 10. – С. 198-207. С22
[24] Петров, Николай Васильевич (1890-1964) – русский режиссер, педагог, искусствовед. В 10-ые годы 20-го в. принимал участие в постановках «Летучей мыши», «Дома интермедий». Был инициатором создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1912 – 1913 гг. поставил 11 программ. В 1916г. участвовал в создании следующего предприятия Б.К.Пронина «Привале комедиантов».
[25] О.А.Глебовой-Судейкиной см. ниже.
[26] О Т.П.Карсавиной см. ниже.
[27] Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942 ) – великий русский хореограф, считающийся основателем современного балета. Создатель знаменитого «Умирающего лебедя» – соло для Анны Павловой (1907). С 1909 по 1912-ые годы работал хореографом Русского балета Сергея Дягилева, для которого создал такие классические балеты, как «Жар-птица», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя». С26
[28] Лопухов Фёдор Васильевич (1886. – 1973) – танцовщик, балетмейстер, педагог. С27
[29] Орлов Александр Александрович (1889 – 1974) – артист балета, оперетты, кино. Участник антрепризы С.П.Дягелева, вместе с В.Ф.Нижинским и Т.П.Карсавиной танцевал (в роли Арапа) в прославленном балете «Петрушка» на музыку И.Ф.Стравинского. С28
[30] Романов Борис Григорьевич (1891–1957) – русский танцовщик, балетмейстер. В эмиграции возглавлял одно время труппу Римского оперного театра. С29
[31] Юрьев Юрий Михайлович (1872—1948) — российский и советский актёр, актер Александринского театра, где сыграл огромное количество ролей. Наиболее прославленные роли в спектаклях, поставленных В.Э.Мейерхольдом. С30
[32] Жакомино (Джакомо Чирени ) – знаменитый клоун, выступавший в 10-ые годы в цирке Чинизелли, близкий друг писателя А.И.Куприна. В 1916г. уехал на родину в Италию. С31
[33] Казароза (настоящая фамилия Шеншева) Бэлла Георгиевна (1893 – 1929) — театральная, эстрадная актриса, певица, танцовщица. Она была одной из немногих в то время актрис, чутко уловивших природу кабаре и театра миниатюр. Исполняла многие роли в различных спектаклях, в том числе в пьесах М.А.Кузмина, который и придумал ее псевдоним (Казароза – розовый домик). Ее образ привлек поэтов Серебряного века. А.А.Блок, вдохновленный испанским танцем в исполнении актрисы, написал «Испанке» (1912). Об актрисе писали О.Э.Мандельщтам, С.К.Маковский, писатели Н.А.Теффи и С.А.Ауследер. Вдохновленные необычным обликом актрисы, ее писали выдающиеся художники: А.Е. Яковлев, И.И. Нивинский, В.Д. Фалилеев. С32
[34] Шилейко Владимир (Вальдемар-Георг) Казимирович (1891 – 1930) – русский востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой. Необыкновенно талантливый человек, полиглот (он изучил самостоятельно древнееврейский язык в 7 лет), учился у лучших ученых своего времени (П. К. Коковцова и Б. А. Тураева), публиковался во многих европейских научных журнала, был еще и поэтом. Печатался в различных российских журналах, примыкал к акмеистам. Переводил с шумерского и аккадских языков. Сделал свой перевод (к сожалению, утраченный) с языка оригинала (аккадского) знаменитого «Сказания о Гильгамеше» (Н.С.Гумилев делал свой перевод с французского подстрочника). Прожил с А.А.Ахматовой пять лет, но и после развода оставался в дружеских отношениях и переписывался с ней до самой своей смерти. С33
[35] Гиппиус Владимир (Валдемар) Васильевич (1876 – 1941) – русский поэт «Серебряного века», литературовед, педагог. Брат поэта и ученого-гоголеведа Василия Васильевича Гиппиуса (1874 – 1942), родственник З.Н.Гиппиус. Владимир Гиппиус был не только прекрасным поэтом, но и «кающимся декадентом», изживающим декадентство учительством. Среди его учеников – О.Э.Мандельштам и В.В.Набоков. С34
[36] Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 -1940) – величайший российский режиссёр и актер 20-го века. Неразрывно связанный с театральным искусством «Серебряного века», Мейерхольд был автором идеи создания «Дома интермедий», который мыслился ему как «художественный клуб, содружество самых разных людей искусства» (См.: Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. М. 1995. С. 70-71). Но затея эта провалилась и была воплощена Борисом Прониным в «Бродячей собаке». С35 Илл.5
[37] О Борисе Пронине см. далее.
[38] «Хунд-директор”, шутливое прозвище Б.К.Пронина (от нем.hund-собака) С37
[39] Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Программы “Бродячей собаки”. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983.М., 1985.С.169. Приведем другое мнение – А.А. Ахматовой: Блок не хотел ехать в “Бродячую собаку” – там Любовь Дмитриевна с кем-то встречалась. Глёкин Г.В. Встречи с Ахматовой. Вопросы литературы. – 1997. – № 2. – С. 302-323. Цит. по: http://www.akhmatova.org/articles/glekin.htm.
[40] Постановка пьесы А.А.Блока была осуществлена В.Э. Мейерхольдом 30 декабря 1906г. в театре В.Ф. Комиссаржевской. Постановка эта имела принципиальное значение для режиссера-новатора и огромный общественный резонанс. Сам Мейерхольд исполнял в этом спектакле роль Пьеро. В 1908г. художник Н.П. Ульянов написал ставший знаменитым портрет Мейерхольда в этой роли.
[41] Виталий Рыженков “Во втором дворе подвал…” Литературно-артистическое кабаре “Бродячая собака”.// http: www.silverage.ru. С38
[42] Городецкий Сергей Митрофанович (1884 – 1967) – русский поэт. Дебютировал как поэт-символист сборником «Ярь» (1906г.), но в 10-ые годы разошелся с символистами и примкнул к акмеистам. В 1912г. стал одним из организаторов «Цеха поэтов». С 1915г. протежировал так называемым новым крестьянским поэтам, в частности С.А.Есенину. С 39
[43] Пяст Владимир (Пестовский Владимир Алексеевич, 1886-1940) – поэт-символист, прозаик. Исследователь русского стиха. Одно время Пяст был близким приятелем А.А.Блока. С40
[44] Владимир Пяст. Встречи. М., 1997. С. 166.
[45] Шкловский Виктор Борисович (1893 – 1984) – русский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. В 1916 г. стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ему принадлежит термин «остранение». Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А. Кручёных, В. Маяковскому. Один из лидеров группы «ЛЕФ». Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами многих произведений. В частности, в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» он выведен под фамилией Шполянский. С42
[46] Маринетти Филиппо Томмазо (1876 – 1944) – итальянский писатель, поэт, основатель футуризма. Автор первого манифеста футуризма, один из основоположников аэроживописи. См.: В. Хлебников, Б. Лившиц. На приезд Маринетти в Россию.//http://az.lib/ru/. С43
[47] Верхарн Эмиль (1855 -1916) – бельгийский поэт-символист, фламандец, писавший по-французски. Поэзия Верхарна была очень любима в России, и её переводили в начале века В.Я.Брюсов, А.А.Блок, М.А.Волошин. Зимой 193-1914 года Верхарн гостил в России. С44
[48] Фор Поль (1872 – 1962) – французский поэт и реформатор литературы, символист. В 1912г. по результатам опросов был признан «Принцем поэтов». С45
Наша частная школа — переход на главную страницу