Гусева А.В. Организация контроля и оценки умений учащихся при обучении иностранному языку в школе как метод стимулирования речевого развития
Проблема проверки и оценки умений является одной из необходимых частей учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Поскольку контроль и оценка навыков и умений выполняют обучающую, прогнозирующую, диагностирующую, развивающую и воспитательную функции, то от качества их организации зависит, прежде всего, желание ученика учиться и, как следствие, результат обучения.
Вместе с тем общеизвестно, что выставление баллов, в большинстве случаев, весьма субъективно определяется каждым учителем интуитивно и часто не лучшим образом. В школьной практике наблюдается значительное расхождение в оценке учителем устных и письменных ответов учащихся, в требованиях к качеству формируемых знаний, в определении значимости допущенных ошибок. Об этом говорят и многочисленные эксперименты педагогов и психологов.
Исходным пунктом для оценки умения является определение целей обучения в различных видах речевой деятельности на иностранном языке, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть ученики в своем умственном, нравственном и психическом развитии. Цели обучения позволяют уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении учащихся, их знаниях, навыках и умениях. Постановка целей есть необходимое условие для разработки контрольных заданий. Анализ традиционных методов проверки и оценки умений показывает, что цели обучения иногда формулируются слишком общо и допускают разную трактовку со стороны учителя. Нередко происходит оценка знаний в языке, а не навыков и умений, которые являются основой коммуникации.
Для того чтобы оценить умение, нужно определить его критерии и их параметры, на основе которых составляются контрольные задания. При формулировке требований к конечным и промежуточным целям нужно четко представлять, какие качества умения подлежат оценке, как выделить и оценить степень сформированности этих качеств. Для оценки умений учащихся и их качеств нужны эталоны, на которые можно было бы ориентироваться. С изменением содержания дидактической задачи меняется ее эталон. Таким образом, оценка будет выставляться на основании своего эталона, и отражать степень реализации строго определенных задач обучения.
Из вышесказанного видно, что в изучении проблемы контроля существует несколько основных направлений. Мы рассмотрим здесь лишь вопрос о критериях и параметрах оценки навыков и умений учащихся в различных видах речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку в школе. Выставление отметки заключает процесс контроля и оценки умений учащихся. Отметка может быть количественной и выражаться суммой баллов, которая складывается из оценок отдельных критериев контролируемого умения. Здесь следует выделить несколько проблем, стоящих перед учителем:
- как быть справедливым;
- как построить схему, в которой наглядно можно увидеть оценку;
- как оценить умения в различных видах речевой деятельности;
- как осуществить индивидуальный подход к ученику.
Как быть справедливым? Очень сложно, если в наличии только 5 баллов, которые давно уже потеряли свою балльную сущность и стали некоей психологической субстанцией, обозначающей: ты – отличник, ты – хорошист, ты – троечник, ты – двоечник. «Единица» как балл практически не применяется при оценке возможностей учащихся.
Представляется возможным использовать в процессе контроля, особенно текущего, большее количество баллов (10, 20, 30), которые можно перевести с помощью простого уравнения в нормативную отметку, выставляемую в классный журнал.
Как оценить умения в различных видах речевой деятельности? Как наглядно показать ученику его прогресс и то, над чем ему еще надо работать, повышая при этом мотивацию, а не блокируя желание учиться? Что касается форм проверки умений, то современная методика отводит приоритетное место разного рода тестам, которые требуют отдельного рассмотрения. Мы обратимся только к объектам контроля, диктуемым триединой целью обучения, к параметрам и критериям, по которым можно достаточно объективно и индивидуально оценить умения учеников в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Предлагаемый нами инструментарий контроля основывается на подходе, определенном Андре де Поретти.
Контроль умения чтения наизусть
С самого начала обучения иностранному языку чтение наизусть является одним из основных видов речевой деятельности. Оно необходимо для тренировки памяти и пополнения запаса лексических единиц и выражений. Кроме того, оно помогает решить очень важную с точки зрения коммуникации задачу: выработать умение держать себя на публике, не смущаться. Здесь можно предложить следующие критерии проверки умения:
- память
- произношение,
- умение удержаться на публике
- тональность (в соответствии с содержанием текста)
- соблюдение пунктуации (интонация, паузы и т.д.)
- ритм.
Количество баллов определяется учителем вместе с учениками. В данном случае мы выбрали 30 баллов, по 5 баллов по каждому критерию. Если, например, сумма баллов по всем критериям, набранная учеником, составляет 26, то в нормативном виде это соответствует отметке «4»: 26X5:30. Количество баллов, соответствующих нормативным отметкам, можно просчитать заранее и сообщить ученикам.
При такой системе оценки осуществляется индивидуальный подход, так как количество баллов по каждому критерию у каждого ученика может быть разным: у одного хорошая память, у другого хорошее произношение, третий уверенно чувствует себя перед аудиторией. Сама оценка является более справедливой, так как она достаточно объективна и аргументирована.
Контроль умений устной речи
Устная речь (диалогическая и монологическая) является одним из труднейших речевых умений. Критерии, по которым можно его оценить, представляют собой гораздо более сложную систему, чем при контроле и оценке умения читать наизусть. Их условно можно разделить на три группы:
- Соответствие установке высказывания, куда также входят:
- произношение,
- интонация,
- беглость речи,
- умение исправиться и начать снова,
- соответствие речи ситуации (стиль).
- Богатство языка:
- лексический запас,
- умение выпутаться в языковой ситуации, рискнуть.
- Соблюдение грамматической нормы языка.
Следует обратить внимание на последовательность критериев по их значимости в данном виде речевой деятельности: нужно оценивать не только прогресс в грамматике, но и умение учащихся найти выход в языковой ситуации, завершить акт коммуникации, несмотря на возникшие трудности.
Предлагаемые объекты контроля можно уложить в следующую схему – «решетку»:
1 | 2 | 3 | Оценка | |
Полное соответствие установке | Небанальное высказывание | Без ошибок | 10 | 5 |
С ошибками | 9 | 4 | ||
Банальное высказывание | Без ошибок | 9 | 4 | |
С ошибками | 8 | 3 | ||
Частичное соответствие установке | Небанальное высказывание | Без ошибок | 8 | 3 |
С ошибками | 7 | 2 | ||
Банальное высказывание | Без ошибок | 7 | 2 | |
С ошибками | 6 | 1 | ||
Не соответствует установке |
Контроль умения пересказывать
При проверке и оценке умения пересказывать можно использовать следующую схему и критерии:
1. Соответствие установке высказывания | 0 | 1 | 2 | ||
2. Адекватность приводимых аргументов | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Способность выражаться логично | 0 | 1 | 2 | 3 | |
4. Произношение | 0 | 1 | 2 | 3 | |
5. Грамматическая норма | 0 | 1 | 2 | 3 | |
6. Лексическое богатство | 0 | 1 | 2 | 3 | |
7. Выразительность и оригинальность | 0 | 1 | 2 | 13 из 20 или «3» |
Количество баллов по каждому критерию определяется учителем вместе с учениками. Общее количество баллов складывается из последних цифр каждой графы.
Начиная работать по предлагаемой системе, можно не учитывать сразу все критерии данного умения, что зависит от уровня обученности и прочих особенностей учащихся. Например, выразительностью и оригинальностью могут обладать не все учащиеся даже на продвинутом этапе обучения, хотя стремиться к этому надо, учитывая развивающую цель обучения.
Контроль умений письменной речи
С недавнего времени письмо перешло из разряда средств обучения в цели обучения иностранному языку в школе. Начиная с простых упражнений на начальном этапе обучения, учащиеся постепенно должны овладеть умениями написания полутворческих и творческих работ на иностранном языке, что предусматривается различными системами обучения и типами учебных заведений. В качестве критериев оценки письменных работ можно предложить следующие:
- работа выполнена в соответствии с установкой (причем внимание
- обращается не только на содержание, но и на форму исполнения: почерк,
- аккуратность, чистоту и т.п.);
- связность и логика текста;
- грамматическая норма;
- богатство языка, творческое воображение.
Соблюдение технологии написания и контроля письменных работ дает учителю возможность экономично и продуктивно провести работу над ошибками, что всегда является проблемой из-за отсутствия времени на это. Технология проверки, оценки и коррекции заключается в следующем:
-
Прежде всего, нужно правильно оформить работу. Поля должны быть
достаточно широкими. Учащиеся осведомлены о критериях, по которым будет
оцениваться работа, и после текста сочинения, изложения и т.д. они
чертят в тетради следующую схему – «звезду»:
Самооценка ученика 18 из 20 Оценка учителя 10 из 20 - Учитель не правит ошибки, а делает пометки на полях специальным кодом, который он придумывает сам: зеленым цветом – ошибки (орфографические, грамматические, лексические и т.п.), красным цветом – наиболее удачные места. Оценку сразу он ставит только для себя, отмечая таким образом свои недостатки в работе и диагностируя знания учащихся. Ученики получают тетради обратно без оценок.
- Ошибки учащиеся исправляют сами на уроке. Время, отводимое для этого, определяется спецификой работы. В процессе исправления ошибок разрешается пользоваться любыми справочниками, если речь идет о текущем, а не итоговом контроле. Учащиеся могут общаться друг с другом, обращаться за помощью к учителю, получая от него только наводящие на поиск правильного решения ответы. Знания, добытые самостоятельно в процессе размышления, гораздо прочнее усваиваются. Кроме того, формируется навык работы со словарями и справочниками.
- Исправив все ошибки, учащиеся сами заполняют схему штриховой линией.
- Учитель проверяет работу еще раз и выставляет на схеме свою оценку сплошной линией.
Подобная система проверки и оценки пригодна для любого возраста и позволяет точно диагностировать знания учащихся, учить их работать самостоятельно, правильно оценивать себя и помогает избежать психологических конфликтов.
В зависимости от темы и вида работы учащиеся могут сами предлагать критерии оценки.
Опыт работы по подобным схемам показывает, что их можно использовать как при текущем, так и при итоговом контроле, при само- и взаимоконтроле. Для более удобного применения схемы нужно размножать (индивидуальные схемы на экзамене). На итоговых уроках можно пользоваться большими схемами, отмечая на них сигналами (флажки, кружки и т.п.) баллы по каждому критерию для каждого ученика.
В заключение следует сказать, что применяя комплексную оценку, учитель имеет возможность содержательно оценить различные качества навыков и умений ученика, полнее раскрыть не только недостатки, но и, что более важно, достоинства его ответа, избежать уравниловки. Все это способствует повышению интереса к изучению иностранного языка, сокращает время на контроль и коррекцию, стимулирует работу всех учащихся.
Учитель французского языка Гусева А. В.
Наша частная школа – переход на главную страницу