Краснобаев Д.А.: ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ: 15 лет, взгляд назад!
Это рассказ не просто об организации и проведении внеклассных занятий по биологии и географии. Рассказ не только про школьников, тетради, бланки и оценки. Это история о работе в Нашем Дорогом Лицее, история длиной в 15 лет.
Придя работать в Лицей, весной 2000 г., мы сразу начали задумываться о выездах на природу. Наметили примерную дату, оповестили ребят, составили план. Как же он был далёк от того, что мы делаем сегодня! Но обо всём по порядку.
Это был наш первый выход. Ещё без ночёвки, ещё без Малинок. Ни спальных мешков, ни специального оборудования, ни даже самой турсекции. Ничего этого тогда ещё не было. Но зато сколько было волнения, хлопот, душевной тревоги! А каков был состав нашего первого выезда в леса? Не поверите, но кроме воспитанников и нас, в лес поехали воспитатели каждого класса и вся администрация Лицея. Вот уж действительно широкое начало!
А что же было дальше? А дальше Поляны, Дыбино, газопровод, Жилетовка, Малинки, база… Что значили тогда для нас эти слова? Ничего. А сейчас…?
А сейчас каждый, кто побывал там хоть однажды, мечтает вернуться туда снова. А сколько ярких и незабываемых впечатлений мы получили на практиках и походах! Сколько отчётов и докладов подготовили для лицейских конференций! О, это дорогого стоит! Хотите конкретнее? Пожалуйста!
В «Московском лицее «Ступени» природоориентированная экологическая деятельность учащихся с межпредметной направленностью ведётся на протяжении почти пятнадцати лет, с 2000 – 2001 уч.г. С 2007 г. воспитанники лицея проходят обязательные ежегодные сезонные практики и выездные семинары на территории памятника природы «Черноольховый лес» в Новомосковском районе г. Москвы при биоценологической станции «Малинки» Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН. В 2010 г. между ИПЭЭ и Лицеем подписан договор о долгосрочном сотрудничестве. В 2011 г. воспитанники Лицея «Ступени» осуществляли экологоориентированную деятельность на базе эколого-просветительского центра «Абрамцево» в национальном парке «Лосиный остров», а с 2012 г. – на Звенигородской Биостанции Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
На протяжении всего периода работы организацией и проведением учебной экологической деятельности руководили педагоги методического объединения естественных наук. Основателями и первичными организаторами работы выступили учитель биологии и естествознания Краснобаев Д. А. и учитель географии Самойлов А. Б. С 2009 г. организационную работу продолжил учитель географии Краснова Г. В., а в 2012 – 2014 гг. учитель естествознания Калинина А. А. В настоящее время руководством экологической деятельностью в Лицее занимаются: Краснобаев Д. А. и Краснова Г. В.
Всего за 15 лет работы было организовано: 21 учебно-исследовательская полевая сезонная практика, 24 экоориентированных туристических похода, 3 научно-практические конференции, 1 экологический праздник.
В наших действующих программах внеурочного образования реализованы основные подходы воспитания экологической культуры и становления экологического сознания в современные школе. В основу программ заложен, так называемый, мысле-деятельностный подход к выполнению работ, реализуемый в постановке активной познавательной позиции каждого воспитанника и личностной мотивации обучающихся не только при решении экологических проблем достижения конкретных знаний, но и при овладении методиками учебной, игровой и иной деятельности как таковой, особенно в проблемных ситуациях. Особое внимание уделяется освоению обучающимися экологоориентированных ценностей как обязательной части становления экологического сознания подрастающего поколения.
Отдельно следует сказать о специфике проведения подобных работ в негосударственных школах на примере «Московского Лицея «Ступени».
В негосударственной частной школе в основном обучаются дети, мотивированные на процесс обучения. Родители также заинтересованы в получении детьми современного полноценного образования. В небольшой частной школе образовательное поле каждого воспитанника находится под коллективным контролем педагогов, администрации и родителей, что позволяет повышать качество работы с детьми с учётом их индивидуальных потребностей. Немаловажное значение играет и материальная база, дающая свободу в выборе методик, средств, оборудования и т.д.
Повышенное внимание в нашей школе мы уделяем наиболее проблемным сторонам внеклассного обучения современных школьников.
Во-первых, современные дети крупнейшего мегаполиса страны живут по образному выражению в «каменных джунглях в век пластикового стаканчика». Многие наши воспитанники зачастую оторваны от естественного природного окружения, почти не имеют личного опыта или полностью лишены практических знаний и навыков поведения и выполнения прикладных исследований в полевых условиях. Ликвидация этого пробела – достаточно трудоёмкая работа и в каждом новом классе её приходится проводить заново.
Во-вторых, многие дети связывают исследовательскую работу только лишь с натуралистической деятельностью. И грамотно направить вектор их образовательной активности на освоение природоориентированных ценностей бывает порой не легко.
И в-третьих, это крайне низкий уровень экологической культуры среди населения, браконьерское сознание и полное равнодушие к проблемам окружающей среды.
Цели и задачи работы.
Перед всем циклом проектно-исследовательской деятельности были поставлены следующие основные цели:
-
Экологический мониторинг территории.
а) Комплексное изучение района путём овладения исследовательской методикой познания.
б) Изучение сезонных изменений в абиотическом и биотическом компонентах среды.
в) Изучение степени влияния хозяйственной деятельности человека на природные компоненты с целью выявления наиболее уязвимых из них и разработке мер по их сохранению.
2. Выполнение исследовательской работы на основе межпредметных связей географии, биологи, экологии и охраны природы с другими науками.
3. Апробация методов антропоцентрического подхода к решению экологических проблем участниками исследовательского проекта.
Актуальность работ.
Необходимость экологического образования и воспитания населения
обусловлена потребностями современного общества, в котором сохранение
природной среды благоприятной для здоровья и жизни общества, является
одной из наиболее актуальных проблем человечества в наше время.
Следствием этого является необходимость полномасштабного распространения
естествознания среди всех возрастных групп. Важнейшей особенностью
этого процесса выступает непрерывность естественнонаучного образования
на протяжении всей жизни человека. В этой системе первостепенное
значение принадлежит школе, которая вместе с семьёй и общественностью
призвана воспитывать у подрастающего поколения чувство бережного
отношения к окружающей нас природе, добиваться глубокого понимания
каждым школьником роли природы в жизни человека и общества. Особой
ценностью экологического образования следует признать овладение
прикладными навыками по экологии и охране окружающей среды. В связи с
этим и была разработана программа проектных исследований, основанная на
практикуме по основным разделам экологии и мониторинга окружающей среды с
использованием несложных методик и простых в воспроизведении
наблюдений.
Огромная значимость экологического образования объясняется формированием наглядно-практической деятельности школьников. Наиболее активно, как известно, этот принцип реализуется во внеклассной работе педагогов с детьми. В Лицее в её основу положен многолетней опыт ведения экскурсионной деятельности педагогов с экскурсантами разных возрастных групп, от младших школьников до студентов старших курсов педагогических университетов. Экскурсии, экологические тропы и регулярные выезды направлены не только на усвоение воспитанниками отдельных явлений и объектов, но и формируют представления о природе как о едином целом, отражающем взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Особую значимость внеклассные формы работы приобретают в условиях большого города, в частности, Москвы. Общение городских школьников с живой природой минимально, а представления об окружающей среде зачастую ограничены теоретическими знаниями школьного курса биологии и географии. В подобных условиях наглядно-практическая деятельность в естественной, природной обстановке создаёт условия для эстетического развития внутреннего мира каждого ребёнка и формирования его нравственных ценностей, стимулирует творческую активность мышления, способствует формированию основ экологической культуры. Отдельно следует выделить значение проделанной работы для воспитания у лицеистов бережного и гуманного отношения к своему естественному окружению, формирования у них патриотических чувств.
Новизна и отличительные особенности программы.
В последние десятилетия мощное преобразование естественных природных
ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности людей приводит к
изменению и нарушению связей в природных сообществах. Углубление и
расширение антропогенного воздействия в условиях Столичного региона
делают актуальными исследования характера и последовательности этих
изменений в пределах всех компонентах биоценозов. В системе
современного Российского образования подобные исследования составляют
основу обширной проектной деятельность школьников экологической
направленности. Однако, работ, ориентированных на активную
познавательную позицию ребёнка при участии в исследовательском проекте,
пока по-прежнему, недостаточно. Важность подобных работ определяется
личностной мотивированностью ученика при решении экологических проблем и
прогнозировании дальнейших изменений состояния окружающей среды.
Практическое значение программы.
Полученные характеристики компонентов исследованных природно-территориальных комплексов имеют определённое научное значение.
Теоретические положения, разработанные в результате проектных исследований, могут послужить для дополнения фактического материала по состоянию окружающей среды Столичного региона. Проводимые полевые исследования позволяют установить закономерности трансформации компонентов живой и неживой природы при углублении воздействий хозяйственной деятельности людей на естественные природные ландшафты. А выявленные особенности сезонной перестройки природно-территориальных комплексов позволили обосновать систему мер, направленных на прогнозирование дальнейших изменений, их стабилизацию и сохранение.
Методы проведения работы были апробированы в научно-исследовательской деятельности при географическом и биолого-химическом факультетах МПГУ. Материалы исследования используются при подготовке семинаров, лекций и полевой практики со студентами по экологии и естествознанию. Результаты работы заслушаны на внеклассных занятиях и конференциях, применены при планировании уроков по биологии и географии в Лицее. Образцы горных пород, пробы почв и грунтов, экземпляры грибов, растений и животных использовались для составления коллекций и гербариев при оформлении кабинета биологии и географии. По материалам полевых исследований создана видеотека и каталог мультимедийных презентаций, прошедших демонстрацию на уроках естествознания. На основе глазомерной съёмки маршрута и крупномасштабных карт (1:25000) составлена серия карта-схем района исследований.
За прошедшие 15 лет воспитанниками 5 – 11 классов Лицея были выполнены работы по следующим направлениям:
1. По картографии.
Глазомерная съёмка отдельных территорий.
Ватерпасовка склонов долины р. Жилетовки.
2. По геоморфологии.
Исследования особенностей развития склоновых процессов.
Исследования многообразия флювиальных форм рельефа.
3. По климатологии.
Метеорологические и микроклиматичекие наблюдения.
4. По гидрологии.
Изучение основных характеристик реки (глубины, ширины, скорости течения, расхода воды).
Изучение физических и химических свойств воды.
Построение поперечного профиля речной долины и русла реки.
5. По почвоведению.
Исследование особенностей почвенного покрова.
6. По снеговедению.
Количественные и качественные показатели профиля снежного покрова.
Характер залегания снега в зависимости от форм рельефа.
7. По фенологии.
Изучение сезонных (весенних, осенних и зимних) явлений в живой и неживой природе.
8. По микологии.
Описание микофлоры и экологических групп грибов.
9. По ботанике.
Изучение флоры травянистых и деревянистых растений
Изучение флоры споровых, раннецветущих (и эфемероидных) и зимнезелёных растений.
Составление карты произрастания эфемероидов.
10. По зоологии.
Исследования герпетофауны и населения земноводных.
Исследования фауны и населения птиц различных местообитаний на примере модельных видов.
Маршрутные учёты и картирование гнездовых участков птиц.
11. По геоботанике.
Исследование и описание фитоценозов маршрутным и площадочным способами
на контрольных точках (Боголюбов, Панков, 1996; Дунаев, 1999).
Определение биомассы и продуктивности растительных сообщества.
Составление геоботанической карты.
10. По экологии.
Оценка антропогенного воздействия на местность.
Закладка учётного маршрута и линейной трансекты для проведения
многолетних исследований антропогенных воздействий на естественные
природные ландшафты.
12. Межпредметным направлениям.
Времена года в произведениях русских поэтов, композиторов и живописцев
Среди представленных работ приоритетным направлением исследований является изучение и оценка закономерностей трансформации компонентов живой и неживой природы при углублении воздействий хозяйственной деятельности людей на естественные природные ландшафты. Для выполнения работ были выбраны контрольные участки речной долины и смешанного леса, на которых воспитанники лицея в течение пяти последних лет проводят мониторинговые исследования, снимают различные показатели среды. Очистка выбранных участков от различного антропогенного мусора сопровождается агитационной работой с населением путём развешивания информационных стендов и плакатов. Анализ полученных данных позволяет сделать выводы об усилении антропогенного влияния в районе исследований. За весь период работ на биостанции «Малинки» рядом с территорией памятника природы было заложено и построено четыре современных посёлка коттеджного типа, проложены новые подъездные пути. В связи с этим в последние годы усилилась и рекреационная нагрузка на территорию самого памятника природы и его ближайшие окрестности. Это предположение подтверждается анализом собранного мусора и следов присутствия человека. На протяжении всего года район исследования посещают люди: летом и осенью – для сбора грибов и ягод, зимой – для катания на лыжах и снегоходах. В течение всего весенне-летнего периода лесные массивы в окрестностях памятника природы активно используются для обустройства туристических стоянок, на территории самого ООПТ – для отдыха и пикников. Одной из мер сокращения нежелательных последствий антропогенного влияния на компоненты природной среды следует признать придание в перспективе данной территории статуса национального заказника.
С учётом проведённых исследований и имеющегося опыта выстраиваются планы будущей работы. Одним из ключевых направлений выступает дальнейшее изучение антропогенного влияния на компоненты природной среды памятника природы «Черноольховый лес» с целью обоснования и разработки системы мер, направленных на прогнозирование дальнейших изменений и сохранение биоразнообразия ООПТ. Так, установление последствий строительства коттеджей и вырубания древесно-кустарниковой растительности в долине реки Жилетовки на изменение её водно-солевого состава, гидрологического и температурного режимов – дело будущих исследований.
В наших туристических походах основное внимание мы уделяем прикладным аспектам экологии и навыкам организации грамотных экоориентированных туристических выездов. Так, воспитанники Лицея обучались навыкам: командного ориентирования; формирования «чувства локтя»; разведения костра в походных условиях, в том числе и без использования спичек, зажигалок и огнив; обустройства походного лагеря и, напротив, уничтожения на территории памятника природы следов туристической стоянки и многого другого.
Времена меняются. На базе теперь стоят электрические плиты, есть горячее водоснабжение, работают холодильники. Но для нас – воспитанников, выпускников, педагогов – база навсегда останется НАШИМИ МАЛИНКАМИ. И если у вас в будущем вдруг появится свободное время – приезжайте в Малинки. Там Вам всегда будут рады.
Наша частная школа — переход на главную страницу