+7 (495) 607-65-53

Краснова Г.В. Заповедная природа России как основа для разработки экологического образовательного компонента в регионах

Галина Вячеславовна Краснова работает учителем географии в “Московском лицее “Ступени” и является преподавателем Дома научно-технического творчества молодежи.

Статья впервые напечатана в серии “Результаты инновационной деятельности в области разработки деятельностного содержания образования”. Сборник материалов Городской экспериментальной площадки под редакцией А.В.Леонтовича. “Исследовательские аспекты современного экологического образования”
Москва, Издательский сервис, 2014

Согласно законодательству Российской Федерации  региональный компонент государственного стандарта общего образования устанавливается субъектом Российской Федерации.  В региональном компоненте государственного стандарта общего образования имеется возможность введения в учебный план интегрированного курса – «Экология»  или  «Краеведение», содержание которого целесообразно выстраивать с учётом особенностей экологической ситуации в регионе. В этих условиях существенную основу для разработки экологического образовательного компонента в регионах представляет система особо охраняемых природных территорий.
Отечественные естествоиспытатели и педагоги еще столетие назад обращали внимание на исключительный познавательный потенциал заповедных природных объектов. Так,  Иван Парфеньевич Бородин, выдающийся русский ботаник, академик Российской академии наук, опубликовал  в 1910 году  обширную и насыщенную фактами статью «Охрана памятников природы»  изданную в 1914 году отдельной брошюрой). В ней автор делает подробный обзор природоохранных мероприятий в России и за рубежом, предлагает к заповеданию ряд интересных природных местностей, называет первостепенные природоохранные проблемы в России. В частности, И.П.Бородин пишет: «Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. Это такие же уники, как картины, например, Рафаэля — уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности… Создание защитных участков чрезвычайно важно в целях педагогических, так как обеспечивает наличность объектов для наглядного изучения природы. Особенно велико их значение в этом отношении в окрестностях больших умственных центров, где сосредоточена масса учащегося юношества.  Неудивительно поэтому,  что   немецкие   педагоги   дрожат   перед   возможностью уничтожения Груневальдских болот близ Берлина» (Бородин, 1914).

В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина России рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Целью создания таких  территорий, полностью или частично изъятых из хозяйственного использования, является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

Существующая в России система  ООПТ формировалась  95 лет и включает:

  • 102  государственных природных заповедника;
  • 42  национальных парка;
  • 69  государственных природных заказников федерального значения;
  • 1940  государственных природных заказников регионального значения;
  • 7300  памятников природы (в том числе 28 – федерального значения);
  • 58 природных парков регионального значения.

Кроме того, уже создано более  2300 ООПТ иных категорий регионального и муниципального значения, предусмотренных соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.   

При этом наиболее ценные природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах системы ООПТ федерального значения, основу которой составляют государственные природные заповедники (далее – заповедники),  национальные парки и федеральные заказники. Создание этой уникальной системы является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества. На сегодняшний день эти категории ООПТ расположены в пределах  79 (из 83) регионов России (субъектов Российской Федерации).  Необходимо отметить, что несмотря на федеральный статус указанных категорий ООПТ, их природоохранный, эстетический, информационный и просветительский потенциал может и должен использоваться в первую очередь в интересах соответствующих регионов России.

Распоряжением Правительства Российской от 22 декабря 2011 года № 2322-р утверждена Концепция развития ООПТ федерального значения на период до 2020 года. В данной Концепции существенное внимание уделено и вопросам использования ООПТ в образовательных целях. В частности, указанная Концепция предусматривает, что для системной организации просветительской деятельности на базе ООПТ необходимо:

  • сформировать современную научно-обоснованную методическую базу эколого-просветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт;
  • разработать просветительские программы, ориентированные на различные социальные группы, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
  • совершенствовать систему планирования эколого-просветительской работы;
  • уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
  • содействовать созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях и демонстрации их по телевизионным каналам;
  • обеспечить наличие и оперативное обновление сайтов в сети Интернет каждого заповедника и национального парка;
  • создать в сети Интернет федеральный сайт, содержащий информацию о системе особо охраняемых природных территорий;
  • систематически проводить для учащейся молодежи конкурсы по реализации совместных научных и природоохранных проектов;
  • активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
  • развивать практику проведения школьных экологических лагерей и экспедиций;
  • разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
  • обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
  • создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей.

Работа со школьниками является одним из важнейших направлений эколого-просветительской деятельности всех заповедников и национальных парков и осуществляется в целях формирования у подрастающего поколения представления об уникальной ценности ООПТ, развития бережного и ответственного отношения к живой природе.

Работа со школьниками в заповедниках и национальных парках направлена на:

  • формирование системных представлений об ООПТ как объектах национального достояния;
  • формирование позитивного отношения ко всему разнообразию живой природы;
  • расширение экологического кругозора и развитие соответствующих знаний;
  • формирование практических экологических умений и навыков;
  • привлечение школьников к природоохранной деятельности путем участия в практических мероприятиях на ООПТ;
  • содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основными формами работы со школьниками в заповедниках и национальных парках являются:

  • организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;
  • организация работы школьных лесничеств;
  • создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;
  • содействие проведению полевых практик и экспедиций детских экологических школ и юннатских кружков в заповедниках и национальных парках;
  • проведение для школьников полевого практикума и/или экскурсий на ООПТ;
  • проведение тематических занятий со школьниками, в том числе с использованием интерактивных методов обучения, включая экологические игры;
  • проведение детских и юношеских экологических фестивалей, соревнований,  конкурсов, олимпиад, конференций;
  • привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Эффективность эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках усиливается, если ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего, с педагогами муниципальных и региональных образовательных учреждений.

Основными формами взаимодействия с учителями и органами образования являются:

  • организация и проведение тематических семинаров для учителей, в первую очередь для преподавателей биологии, географии и краеведения;
  • участие в организации и проведении курсов повышения профессиональной квалификации преподавателей;
  • создание учебных программ и проектов с участием учительского корпуса и их реализация;
  • предоставление школам справочной и иной специальной литературы по вопросам заповедного дела, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и историко-культурного наследия, а также различных наглядных материалов (фотографий, видеофильмов и т.д.);
  • проведение методических консультаций для преподавателей;
  • оказание содействия в оборудовании тематических школьных классов.

Одним из ключевых элементов реализации экологического образовательного компонента на основе заповедной природы являются экологические экскурсии.

Экологические экскурсии, составляя элемент познавательного туризма, являются традиционной и высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности, так как возможность соприкоснуться с миром живой природы способна превратить посетителей в активных сторонников развития заповедного дела.

Вопросы проведения экологических экскурсий, в том числе для школьников и иной учащейся молодежи, существенно регламентированы  в Методических рекомендациях по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 года № 170, где, в частности, предусмотрено следующее:

  • на территории заповедников экскурсии проводятся только на специально выделенных участках (маршрутах), указанных в приложениях к индивидуальным положениям о заповедниках;
  • вопросы регламентации экскурсионно-туристической деятельности, установления правил пребывания на маршрутах, установления лимитов посещения, организации и обустройства экскурсионных маршрутов обсуждаются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников и национальных парков;
  • перечень и описания экскурсионных маршрутов, проходящих по территориям заповедников, национальных парков, их охранных зон, находящихся в их природных заказников и памятников природы, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников и национальных парков и утверждаются директорами заповедников и национальных парков.

При развитии настоящей формы эколого-просветительской работы заповедники и национальные парки должны обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

  • научно обоснованного выделения посещаемой части территории;
  • организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;
  • оборудования экологических троп и маршрутов информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;
  • установления специальных правил поведения посетителей на ООПТ, введения при необходимости специальных ограничений (в том числе сезонных) при посещении отдельных участков;
  • разработки допустимых норм посещения и определения путей минимизации негативных воздействий на природные экосистемы.

Заповедники и национальные парки разрабатывают комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в состоянии естественной свободы.

Для экскурсантов, посещающих обустроенные экологические тропы и маршруты (далее – тропы), заповедники и национальные издают специальные буклеты-путеводители, содержащие:

  • общие сведения (название тропы, ее местонахождение, основное предназначение, длина и средняя продолжительность пути, сроки функционирования, оптимальное количество человек в группе, возможность прохождения тропы без экскурсовода, маркировка тропы, необходимое снаряжение и правила поведения экскурсантов);
  • графические материалы (схема тропы с указанием основных ориентиров, абсолютных высот, дорог, границ лесных массивов, масштаба и сторон света, интересных природных объектов, памятников истории и культуры, маршрута движения, мест отдыха и другой существенной информации);
  • детальное описание тропы, включая тематические рассказы по точкам-остановкам.

Оформление экологических троп включает:

  • маркировку (обозначение тропы на местности);
  • обустройство тропы, в том числе укрепление грунта в эрозионно-опасных местах, устройство специальных настилов, мостов и т.д.;
  • рекреационное благоустройство (оборудование на тропе мест отдыха, туалетов, мусоросборников, ограждений на опасных участках и т.д.);
  • информационное обеспечение (установку панно, аншлагов, указателей, информационных знаков и т.д.);
  • устройство наблюдательных пунктов, смотровых и демонстрационных площадок и иных объектов для учебно-познавательной работы.

В организационном отношении и в методике ведения экскурсии достаточно различны по своей сложности. Педагогам при подготовке экскурсии следует обратить особое внимание на следующие аспекты.Экскурсии должны быть предварительно подготовлены и определены по следующим направлениям:

  • выбор темы и цели экскурсии, составление плана работы в ходе экскурсии;
  • предварительное ознакомление с экскурсионным маршрутом;
  • проведение предварительной беседы с учащимися и определение круга вопросов, их интересующих:
  • подготовка материалов и оборудования для экскурсии;
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

При проведении экскурсии необходимо соблюдать правило: говори лишь о том, что можешь показать (экскурсия не должна превращаться в лекцию под открытым небом). Весьма важно и стимулировать активность самих экскурсантов. Не вызывает сомнения и тот факт, что наличие  познавательного интереса в ходе тематических экскурсий у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний.

Рекомендуемая продолжительность учебных экскурсий должна составлять в 1-7 кл. – от 1 часа до 1 часа 10 мин., 8-11 кл. – 1 час 30 мин. Целесообразно закрепить полученные знания и опыт исследования в памяти экскурсантов индивидуальным или групповым выступлением по теме на мини-семинаре с оценкой как экскурсии, так и полученных знаний (Куликова Т.С., Захарова Л.С., 2011).

Весьма значимым элементом реализации экологического образовательного компонента на базе ООПТ является проведение детских экологических лагерей, поскольку экологический лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельные наблюдения и исследования.   Так, по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 2010 году  детские экологические лагеря (а также  экспедиции юннатских кружков и центров и   учебные  практики специализированных школ) были организованы в 66 заповедниках и  31 национальном парке, всего в них участвовало 27570 школьников.

  На сегодняшний день в различных регионах России накоплен значительный опыт разработки и реализации образовательных экологических программ на базе ООПТ. Так, первая эколого-образовательная программа Водлозерского национального парка (Республика Карелия)  «Национальный парк как учебный класс» была начата еще в 1993 году. Идея программы заключалась в том, чтобы использовать саму территорию национального  парка как учебную лабораторию «под открытым небом», где можно наблюдать многообразные природные процессы и знакомиться с жизнью животных и растений. В частности, в рамках указанной программы,  с 5 по 27 июля 2010 года на территории Водлозерского национального парка прошли две  смены экологического экспедиционного лагеря «Калипсо». Участниками лагеря стали школьники из Петрозаводска, Москвы,  Беломорска, Пудожа и деревни Куганаволок. Была подготовлена интересная образовательная, экскурсионная и культурная программа, занятия проводили сотрудники парка, преподаватели школ Петрозаводска и Пудожа, сотрудники Карельского научного центра РАН и студенты  Петрозаводского госуниверситета.

В Кенозерском национальном парке (Архангельская область)  проведение школьных экологических лагерей – одна из визитных карточек парка. Свою историю они ведут с 1995 года. В 1997 году деревня Масельга, расположенная в районе естественной дамбы – водораздела между двумя удивительными водными системами – Балтийской и Беломорской, стала постоянным местом проведения экологического лагеря Кенозерского национального парка.

С самого начала работы школьного экологического лагеря Кенозерья создавался не просто лагерь отдыха, а именно детско-юношеский учебно-исследовательский центр. Принцип работы экологического лагеря Кенозерья основан на сочетании учебно-исследовательской деятельности с физическими нагрузками и развлекательными мероприятиями. В течение одной смены участники лагеря делятся на экспедиционные отряды и работают в разных специализациях (и гуманитарных, и естественнонаучных) на основе единой исследовательской программы, которая предполагает достижения 3-х ступеней. Первая ступень – общеобразовательная – «Ликбез для новичков», две следующие ступени: «Эколог» включает различные варианты практического совершенствования, а выполнение самостоятельных учебных исследований с презентацией результатов на итоговой научной конференции позволяет достичь звания «Эксперта». Увлекательные походы, интересные экскурсии и разнообразные мастер-классы позволяют участникам лагеря получить полное представление об истории и культуре региона, особенностях ведения хозяйства и уклада жизни русской деревни, природном и культурном наследии Кенозерья.

В Красноярском крае Краевая интенсивная школа (далее – КИШ) «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири», зародившаяся в 2004 году и ставшая уже неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования Красноярского края, ежегодно собирает в свои ряды школьников и  их учителей из многих районов края. За прошедшие 4 года участниками школы стали почти 600 школьников. Реализуемая в КИШ программа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» стала одной из первых, объединивших задачи формирования экологической культуры и социальной активности у молодого поколения через их практическое участие в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению уникальных природных комплексов и объектов Красноярского края. Эта программа нашла поддержку в Агентстве образования администрации Красноярского края и при содействии Всемирного фонда дикой природы (WWF) и краевого ГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» в ноябре 2004 года был проведен первый осенний модуль КИШ.  Эта школа давно уже переросла границы края. В 2006 году программа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» стала лауреатом VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (г. Москва). Участники школы становятся лауреатами Всероссийских и международных конкурсов и конференций (Москва, 2007; Белгород, 2008). КИШ активно сотрудничает с всероссийским движением «Друзья заповедных островов».

В процессе реализации программы уделяется большое внимание формированию у учащихся универсальных компетентностей: они овладевают методами поиска и обработки информации, приобретают навыки пользования разнообразными информационными ресурсами, умениями работы в команде, презентовать свою деятельность. В итоге сформирована сеть детских общественных объединений, имеющих высокую результативность в проектной работе – команды из Ачинска, Лесосибирска, Красноярска, Шушенского, Минусинска и других территорий неоднократно становились победителями грантовых конкурсов социальных и природоохранных проектов. Участники программы с помощью экологических акций популяризуют достопримечательные природные объекты и формируют позитивное общественное мнение в отношении системы ООПТ в регионе (Чугаев А.В., Шестакова E.C., 2009).

В целом за последние 20 лет в России в различных регионах России накоплен огромный позитивный опыт практической реализации образовательных программ и проектов на базе различных категорий ООПТ. Представляется исключительно актуальным максимальное обобщение и распространение этого опыта в среде федеральных и региональных органов образования, образовательных и природоохранных государственных учреждений. 

Литература:

  1. Бородин И.П.. Охрана памятников природы, СПб., 1914.
  2. Куликова Т.С., Захарова Л.С. Комплексный подход в изучении природных объектов посредством экскурсий. Информационные материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». – Сургут: Винчера, 2011, с.118-121.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. Москва, «Советский спорт», 2007.
  4. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 2322-р.
  5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.06.2007 г. № 170 «О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора». 
  6. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития. Москва, WWF России, 2009.
  7. Чугаев А.В., Шестакова E.C. Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» как компонент непрерывного экологического образования в Красноярском крае. Материалы межрегиональной научной интернет – конференции «Совершенствование системы ООПТ в Красноярском крае: итоги и перспективы развития, проблемы и пути решения». Красноярск, 2009, www.doopt.ru

Наша частная школа — переход на главную страницу