Кравченко О. В. Формирование навыков техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку
Когда мы говорим о чтении как цели обучения, то рассматриваем его как самостоятельный вид речевой деятельности, в основе которого лежит умение читать, и прежде всего речь идет о чтении про себя. Но в процессе общения используется и громкое чтение (техника чтения) как вторичный вид деятельности в реальной коммуникации. Громкое чтение широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Кроме того оно используется как средство контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы в звуковые на уровне слова, синтагмы, предложения, текста. Поэтому можно сделать вывод о том, что громкое чтение как объект овладения оправдано на самой начальной ступени обучения.
Чтение как речевое умение имеет два уровня: операционный уровень и мотивационно – мыслительный уровень. Основой операционного уровня являются навыки. В умении читать условно выделяют три основные группы навыков:
- навыки распознавания и неопосредованного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения);
- навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур и их соотнесение с определённым значением (грамматические навыки чтения);
- навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи.
- В процессе чтения они все слиты воедино и взаимообусловлены, следовательно, несформированность любой группы навыков и, в частности, навыков техники чтения отрицательно сказывается на функционировании умения читать. Техника чтения – это совокупность навыков и механизмов звукового и интонационного оформления графических символов языка. Анализируя навык техники чтения, следует выделить его комплексный состав: низкий уровень напряжённости, высокую активность, возбудимость, то есть готовность к включению, отсутствие лишних движений, то есть экономичность, целостность и плавность, определённую скорость протекания действия. При полноценной сформированности навыков техники чтения ярко выражено такое их качество как автоматизированность, сознательность же не проявляется вообще, поскольку все операции совершаются при отсутствии произвольного внимания, направленного на способ совершения действия. Для того, чтобы это произошло, необходима такая методическая организация учебного материала, которая обеспечивала бы достаточное количество повторений при восприятии слов и словосочетаний, грамматических структур с учётом уровня их трудности. Помимо автоматизированности, навык техники чтения должен обладать гибкостью, которая способствует:
- распознаванию лексических единиц и грамматических структур по их инвариантным признакам, что обеспечивает постоянство восприятия;
- переходу к оперированию более крупными словосочетаниями, что улучшает технику чтения.
Понятие гибкости включает в себя и способность читать с различной скоростью. Развитие скорости чтения позволяет преподавателю управлять формированием, с одной стороны, перцептивных навыков чтения, то есть техникой чтения учащихся, а с другой – приёмов смыслового декодирования. Эта работа предполагает выполнение упражнений, которые концентрируют внимание учащихся:
- на технических задачах, (технике чтения), решение которых приводит к решению и смысловых задач;
- на смысловых задачах, которые тренируют при этом и определённые перцептивные навыки, обеспечивая тем самым непроизвольное овладение техникой чтения.
Выбор материальных и операционных средств, способов и приёмов обучения технике чтения зависит, прежде всего, от возрастных особенностей учащихся, так как именно учащиеся являются внутренним и определяющим условием обучения иностранному языку, и особенно учащиеся раннего школьного возраста.
Достигнув семилетнего возраста, ребёнок становится школьником. Известно, что младший школьный возраст есть промежуточный этап развития от дошкольного возраста к подростковому, который характеризуется постоянным изменением психики детей.
Ведущей деятельностьюдетей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает своё знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей. По мере формирования умений учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие виды деятельности, у младших школьников происходит развитие психики, выражающееся в таких психологических новообразованиях как: произвольность, внутренний план действии и рефлексия. Для данного возраста характерна потребность во внешних впечатлениях, которая впоследствии преобразуется в познавательную потребность, однако учащимся трудно выделить существенное, главное.
По-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, в том числе в подвижных играх. Игра является для ребенка особой формой освоения действительности и системы человеческих отношений путем их воспроизведения, моделирования.
У младшего школьника формируется изобразительная, конструкторско-композиционная деятельность. Он развивается в самой учебной деятельности, осваивает новые способы анализа, синтеза, классификации. Начинает формироваться отношение к себе, миру, обществу, другим людям, становится важным процесс и результат его деятельности.
Ребенок в этом возрасте способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика, поэтому очень важно разнообразить его деятельность. Помимо этого надо учитывать, что внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. В связи с этим важно чередовать те и другие действия.
На ранних этапах развития восприятие ребёнка очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, однако, приступая к учению, учащиеся данного возраста овладевают техникой восприятия, становятся наблюдательными, учатся выделять главное, видеть, что предмет состоит из многих деталей. Их восприятие становится расчленённым и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Воображение у учащихся этого возраста характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений, и образы у младших школьников носят схематический характер.
Очень важна для них доступность целей, оптимальная сложность заданий. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребёнка мобилизовать силы, проявить организованность, терпение и настойчивость.
В 7-8-летнем возрасте начинается интенсивное формирование познавательных процессов ребенка, формирование внутренней речи, которая становится основой для устной речи, развивается фонематический слух, что позволяет добиться хороших произносительных навыков без каких-либо теоретических объяснений. С развитием речи и накоплением опыта ребёнок переходит к образному мышлению. Это прежде всего обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребёнок оперирует. Что касается логического мышления, то оно работает на основе материала, отобранного в процессе наглядно- действенного и наглядно- образного мышления.
Обучая младшего школьника иностранному языку необходимо использовать приёмы и способы обучения, адекватные перечисленным выше психологическим особенностям данного возраста и обеспечивающие рациональное и продуктивное усвоение изучаемого иностранного языка. Что касается техники чтения, то здесь необходимо подобрать такие приемы, которые помогли бы учащимся усвоить правила чтения букв, буквосочетаний, правила произношения, правила связывания, приобрести навык делать правильное логическое ударение и паузы, что будет говорить о сформированной технике чтения.
Большую роль в этом может сыграть компьютер. Использование компьютера на начальном этапе обучения иностранному языку позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются лексические единицы и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать лексические единицы (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым лучшему запоминанию их звукового образа и значения.
В младших классах изучаются слова, обозначающие конкретные предметы (такие, как, например, pencil, letter, table, chair, book, picture, jeans), которые можно наглядно изобразить. Показ картинки — самый распространенный способ семантизации, соответствующий психологическим особенностям детей; зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал для чтения. Ознакомление с правилами чтения слов с помощью компьютера включает в себя и их первичное закрепление. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык.
Приведем примеры компьютерных упражнений, направленных на отработку формы, значения и употребления лексических единиц.
Упражнения на отработку формы слова.
1. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [a:]-, [e:], [ei]; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: name, ten, day, bed, start, date, car, arm, pen.Дети распределяют слова по колонкам.
Графическая форма. На экране даны буквы w, s, d, a, n, c, i, h. Ребятам предлагается составить из них слово. Выбери из данных французских слов лексические единицы с сочетанием ph: splash, phone, shine, phlox, catch, phase, shop, physics.
Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное — world, fire, bird, car; прилагательное — dark, green, tired, pure; глагол — to put, to ask, to start, to turn), помещая их в соответствующую колонку.
2. Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potatoes, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple). Например, учитель может предложить учащимся рассказать, из чего можно приготовить салат или варенье.
3. Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: are my you friend ( you are my friend), like I the USA to would visit (I would like to visit the USA). Переведиследующиепредложения: This is a room. That is a blackboard.
Специфика перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея), то есть при работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемещать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению его устойчивости, управляемости восприятия, поскольку, как утверждают психологи, младший школьник гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.
Учебная компьютерная программа обеспечивает не только задание, но и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебным процессом. Преподаватель, использующий компьютер, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал, а следовательно и технику чтения. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает», кто стал победителем, и «вносит» результаты каждого школьника в журнал успеваемости.
Например, целью формирования навыков техники чтения выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицей той, с которой она сочетается. Учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Можно дать задание выбрать фразу для ответа на вопрос: do you study at school?
a) I want to eat.
b) no, I study at the University.
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить скорость чтения.
Кроме сказанного выше, компьютер дает возможность создавать задания для групповой работы. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть слова, в которых есть звук [æ] , а каждому ученику второй группы — подчеркнуть слова в которых есть звук [e]. После выполнения задания каждая группа дает свой вариант ответа. Таким образом, компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учащихся в работу.
Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы. Несмотря на то, что у детей во II-III классах эти навыки только начинают формироваться, учащиеся уже имеют индивидуальные трудности в процессе овладения техникой чтения и преодолевают их, выполняя предназначенные для конкретного ученика серии упражнений. Компьютер фиксирует количество ошибок у всех учеников при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу видит, как формируются навыки техники чтения у того или иного школьника. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать учащемуся конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.
Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения технике чтения, обеспечивая выполнение разных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Учитель английского и французского языков Кравченко О. В.
Наша частная школа – переход на главную страницу