Основная школа
В основной школе важно максимально раскрыть возможности ребенка, чтобы помочь ему в том числе сделать правильные шаги к будущему выбору профессии. Для нас очень важно культурное взаимодействие между педагогами и лицеистами. В этом взаимодействии дети не только осваивают предметные знания и межпредметные умения, но и овладевают технологиями мышления. Появление и расширение личного опыта позволяет им самоопределяться, выстраивать свою индивидуальную траекторию развития. Новые умения, навыки, опыт лицеисты приобретают в коммуникативной и проектной деятельности, что оптимально именно для этой стадии возрастного развития каждого из них.
На этом этапе Лицей решает следующие задачи:
- создание насыщенной образовательной среды, которая обеспечивает глубокие и качественные знания по всем предметам учебной программы, сочетая лучшее из опыта отечественного образования с формированием психологической готовности лицеистов к выбору профиля и качественному профильному обучению,
- создание дополнительных возможностей, многообразие которых расширяет образовательное поле и детализирует образовательную траекторию развития каждого лицеиста через систему дополнительного образования,
- целенаправленное развитие аналитического мышления с учетом возрастных особенностей.
Вводится дифференцированное преподавания основ наук. В Лицее создана уникальная система формирования целостного представления о мире, основанная на новых компетенциях и способах деятельности. Лицеисты учатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Важным элементом на этом этапе обучения является формирование уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.
Главными задачами математического образования в основной школе являются: овладение системой математических знаний и умений; формирование представлений об идеях и методах математики и их роли в познании действительности, формирование и развитие средствами математики интеллектуальных качеств личности. Существенное внимание уделяется при этом обучению лицеистов приемам и техникам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, обобщению и конкретизации, индукции и дедукции, а также развитию умений формировать, обосновывать и доказывать суждения, используя для этого различные языковые средства.
Вместе с тем учебная программа Лицея обеспечивает широкую образную нагрузку, которую дают гуманитарные дисциплины: литература, история, история искусств, история музыки и т.д.
Изучение словесности организовано по принципу «спирали»: основные разделы лингвистики (фонетика, лексика, словообразование, грамматика) изучаются каждый год, представая перед воспитанниками во все большей полноте и разнообразии. В среднем звене большее значение приобретает выработка навыков создания «свободного» текста (изложения, сочинения, реферата, доклада и т.д.), анализа его на стилевом, грамматическом, пунктуационном, орфографическом уровнях. Развивается и углубляется понятие стиля вообще и функциональных стилей русского литературного языка.
Русская литература на лицейских уроках предстает живой, находящейся в постоянном развитии, каждое произведение неизменно связывается с культурной средой и исторической ситуацией, в которой и при которой оно родилось.
Основной задачей исторического образования на этом этапе является получение учащимися систематических знаний по всеобщей и отечественной истории с древнейших времён до наших дней, формирование у воспитанников основных общенаучных понятий, навыков анализа, работы с историческими источниками и научной литературой, умения логически мыслить, грамотно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Формируется системный подход к постижению жизни общества, позволяющий исследовать ту или иную культуру в соответствующую эпоху, поставив на первое место в анализе не идеологическую систему, обусловленную чаще всего социальным статусом её создателя, а модель мира, возникающую на социально-психологическом уровне.
Курс английского языка отличает наличие интересных и актуальных тем, которые мотивируют школьников изучать язык. Разнообразные устные и письменные задания развивают их самостоятельность и дают возможности практического применения языка и понимание различных аспектов культуры во всем англоязычном мире.
Основными принципами, на которых основана программа, является принцип погружения в языковую среду и принцип грамматического базирования. Первый принцип определяет подбор учебного материала, а второй стратегию работы с ним.
Приоритетными задачами для курса французского являются:
- выработка фонетически грамотного произношения;
- освоение нормативной грамматики;
- приобретение умений чтения и аудирования текстов разной степени сложности, соответствующей каждому этапу обучения;
- приобретение умений письменной речи;
- формирование навыков разговорной речи на бытовые, страноведческие и общекультурные темы;
- расширение представления учащихся о жизни современного французского общества.
Одним из аспектов обучения иностранным языкам в Лицее является также подготовка к международным экзаменам. Начиная с 3-го класса воспитанники сдают кембриджские экзамены по английскому языку, а с 7-го – французскому языку и получают международные сертификаты и дипломы.
При изучении истории искусств в средней школе задачи, которые ставятся перед воспитанниками, постепенно усложняются. Каждое произведение искусства рассматривается не только как одно из отражений вечных сюжетов, но и как уникальное творение, порожденное определенными обстоятельствами: эпохой, социальными условиями, личностными особенностями художника.
Преподавание изобразительного искусства, и истории музыки на этом этапе ориентировано на формирование эмоциональной восприимчивости воспитанников к прекрасному, углубление их представлений об истории развития художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Системное освоение художественного наследия позволяет добиться восприятия лицеистами искусства, с одной стороны, как нравственно-эстетической летописи человечества, а с другой – как живого, творческого, развивающегося процесса поиска истины, активно включающегося в современную жизнь.