Средняя школа
Наша модель обучения в средней школе ориентирована прежде всего на максимальное развитие каждого учащегося средствами учебной и внеурочной деятельности и гармонично сочетает широкое классическое гуманитарное образование и фундаментальное изучение профильных предметов.
Профильное обучение в 10-11 классах организовано в соответствии с интересами и потребностями лицеистов, в каждом классе набор и количество профилей варьируется. При этом чаще всего формируется набор из гуманитарного, экономического и физико-математического профилей.
В рамках работы гуманитарного профиля особое внимание уделяется изучению словесности, истории, обществознания и иностранных языков. Для тех воспитанников, чье дальнейшее образование и профессиональная деятельность будут связаны с гуманитарными науками и особенно с филологией, а также для тех, кто глубоко интересуется языками, программа по русскому языку включает овладение нормами русского литературного языка, его различными функциональными стилями (как устно, так и письменно) на более высоком уровне. Это предполагает умение создавать собственные произведения разных жанров и разного объема, в которых воспитанники могут реализовать себя, свой творческий потенциал.
Выпускник Лицея должен иметь представление о русском языке как системе, его эволюции, процессе формирования русского литературного языка в связи с историей общества и культуры. Воспитанники старших классов знакомятся с основными понятиями лингвистики, сравнительного языкознания. Основным методом изучения литературы становится сравнительно-сопоставительный анализ как отдельного произведения, так и целого ряда произведений и, таким образом, воспитанники постепенно приходят как к идее эволюционирования представлений конкретного литературного художника, так и к мысли о смене стилей, образов, направлений и, наконец, мировоззрения, происшедших, например, в первой половине XIX века.
Текстологическому анализу и теории литературы уделяется все больше внимания, сочинения принимают все более сложный и системный характер: мысль воспитанника должна быть доказана и обоснована всем арсеналом имеющихся у него средств. Исторический, культурный, лингво-литературоведческий аспект, связи литературы с другими видами и жанрами творческой деятельности присутствуют в работе любого вида: докладе, сообщении, сочинении, дискуссии.
Лицейские уроки истории на этом этапе ориентированы на формирование человека, способного проявить самостоятельность в постановке и решении разнообразных и, в том числе, нетрадиционных задач и формируют многосторонний, объемный взгляд на реальность, умение сочетать конкретность подхода с широтой взгляда, помогают определить свое место в жизни. Для нас важно показать лицеистам, что осмыслить настоящее можно с помощью глубоко понятого прошлого. Лицейский курс обществознания дает всестороннюю подготовку к профильному экзамену и, одновременно, формирует правовую культуру выпускника, позволяет ему посмотреть на окружающий мир с позиции активного, знающего свои права и обязанности гражданина.
Погружение учащихся в мир английского языка и культуры англоязычных стран на основе оригинальных британских и американских курсов дает возможность освоить языковую практику, максимально приближаясь к культурным особенностям в англо-говорящих странах. Этому в значительной степени способствует работа с учащимися преподавателя-носителя языка.
Большое внимание уделяется языковым и речевым особенностям языка (формулы вежливости, идиомы, синонимические ряды и т.д.), а также различным жанрам устной и письменной речи.
Дифференциация учебной работы по гуманитарному и физико-математическому и естественнонаучному направлениям предполагает развертывание разных содержательно-методических линий преподавания алгебры, геометрии и предметов естественного цикла (физики, астрономии, химии, биологии, географии).
В преподавании математики особое внимание уделяется развертыванию представлений о том, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира. Использование развивающего потенциала и гуманитарной направленности курса, ориентированного на приоритетное развитие теоретического мышления, позволяет конструировать новые «интеллектуальные поля» воспитанников, работает на развитие их общей культуры.
В процессе обучения у воспитанников расширяется и обогащается математический аппарат, отрабатываются техники владения вербальными, графическими, символическими формами математического языка и, следовательно, это приводит к совершенствованию речевых и интеллектуальных умений, расширению пространственных представлений, формированию умений использовать геометрический язык для описания явлений окружающего мира, развитию графической культуры.
Изучение физики определяет развитие теоретического мышления воспитанников, формирование представлений о физическом поиске как существенной части исторического процесса, богатого драмами идей, яркими личностями, что дает возможность расширить запас историко-научных знаний лицеистов, развить у них представление о физике как существенной части общечеловеческой культуры. Особое внимание уделяется истории развития взглядов на фундаментальные явления и процессы с обсуждением проблем и противоречий в становлении базисных физических теорий, раскрытию общих и специфических методов познания, обсуждению общеметодологических проблем. В целом, задачей естественного образования в старших классах является формирование у воспитанников целостной естественнонаучной картины мира, представлений о системе научных знаний. В программах для классов физико-математического и естественнонаучного профилей предполагается углубленное систематическое изучение фундаментальных физических теорий, границ их применимости и соотношений между теориями различной степени общности, ознакомление с более широким курсом технико-технологических приложений изученных теорий, решение большого числа задач повышенной трудности и выполнение творческих заданий для самостоятельного применения полученных данных.
Особое внимание в лицейской образовательной стратегии уделяется формированию информационной и компьютерной грамотности. Программу курса информатики отличает последовательное изучение отдельных, но логически взаимосвязанных тем, направленное на достижение следующих целей: развитие системного, логического и алгоритмического мышления учащихся, навыков и умений построения информационных, математических или физических моделей, технических навыков взаимодействия с компьютером. Важной особенностью лицейского подхода к изучению информационных технологий является проектирование и решение прикладных задач. Это позволяет использовать потенциал сразу нескольких дисциплин: информатики и математики и физики и, следовательно, повысить интерес учащихся к этим предметам, улучшить качество учебной работы и пробудить интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Все предметы, изучаемые в Лицее, акцентируют внимание на идее непрерывного самообразования. Прививая вкус к умственному труду, любовь к учебе, начиная с первого класса, педагогический коллектив Лицея стремится к тому, чтобы выпускники приняли как руководство к действию следующие правила:
- Знания, умения, технические и технологические навыки необходимы для освоения информации об окружающем мире, в котором очень много интересного;
- Процесс познания бесконечен, люди все время узнают об окружающем мире что-нибудь новое, но именно поэтому часть информации может со временем устареть;
- Для того, чтобы не отстать от жизни, необходимо постоянно обновлять свои знания, уметь отказываться от устаревшего и принимать (взвесив и проанализировав) новое.
Педагогический коллектив ставит перед собой задачу к моменту окончания нашими выпускниками Лицея развить в каждом из них жажду познания, сформировать стремление к непрерывному самообразованию, которое должно продолжаться всю жизнь. Научить не боятся нового, подготовить к полноценной жизни в обществе, где скорость научно – технического прогресса порой опережает осознание людьми его последствий.
Что еще вам следует знать об обучении в нашем лицее?
- В каждом классе обучается не более 10-12 человек;
- Обучение иностранным языкам проводится в малых группах (не более 7-8 человек);
- К услугам воспитанников просторные и светлые кабинеты, оборудованные современной мебелью и мультимедийной аппаратурой, вся необходимая учебная и методическая литература, а также дополнительные образовательные материалы;
- Программа обучения для каждого воспитанника при необходимости может иметь индивидуальную траекторию;
- Воспитанники получают 3-х разовое питание, меню разрабатывается с учетом рекомендаций РАМН и индивидуальных возрастных потребностей детей (в том числе есть большой выбор вегетарианских блюд). Девиз: «Питание должно быть только ЗДОРОВЫМ!»;
- На территории школы действует особый пропускной режим, поэтому ваш ребенок будет в полной безопасности;
- Прием в лицей осуществляется на основании психолого-педагогического тестирования и собеседования;
- Перед поступлением одновременно с подписанием договора родителями вносится вступительный взнос, оплату за обучение можно вносить как целиком за год, так и частями (максимальная рассрочка – 9 месяцев).