+7 (495) 607-65-53

Шегурова В.Ю. : Формирование портфолио лицеиста в системе диагностики качества личностно-дифференцированного обучения в контексте введения ФГОС

В настоящее время в педагогической практике происходят системные изменения, вызванные тектоническими процессами в социально-экономической сфере. Движущими силами этих изменений являются базовые противоречия, разрешение которых меняет как способы решения задач целеполагания  и отбора содержания обучения при организации учебной деятельности, так и технологии и частные методики преподавания отдельных предметов.

К числу таких противоречий относятся, например,  противоречие между экстремальной скоростью информатизации мира и медлительностью профессиональной переподготовки (как минимум в этой сфере) учителей, между массовым приходом в школу детей, не способных усваивать учебный материал в предлагаемых государственными программами объемах и  темпах и отсутствием внятных и научно обоснованных технологий работы с такими детьми, между начинающим явно доминировать синтетическим мышлением школьников и преимущественно аналитическим мышлением педагогов, между лучшими традициями отечественной педагогики ориентироваться в урочной деятельности на развитие детей и административным продавливанием западных тестовых методов итогового контроля, предполагающее (вопреки декларациям) натаскивание как основную педагогическую  технологию и т.д. Если исходить из того, что одним из базовых условий нормального психологического самочувствия является удовлетворенность профессионала результатами своего труда, становится очевидным, что для профессионала-учителя настали тяжелые времена.

Возникающие противоречия между новой образовательной ситуацией и сложившимся в прежних условиях опытом преподавания приводят к конфликту, разрешение которого может осуществляться тремя способами.

Во-первых, через неприятие новой реальности и последовательное отстаивание своих устоявшихся в процессе своей индивидуальной педагогической практики и профессионального образования позиций, во-вторых, через принятие новой реальности и формирование новых педагогических стратегий и тактик, профессиональное саморазвитие на новом основании, в-третьих, частичное принятие новой реальности и формирование новых педагогических  тактик, расширяющих профессиональный арсенал педагога.

Выбор способа разрешения противоречия – это выбор индивидуальной траектории развития педагога в сложную эпоху перемен.

Одной из сторон новой реальности, к которой в любом случае приходится адаптироваться всем,  является то обстоятельство, что подход к образованию каждого ребенка действительно становится индивидуальным. Личностно-ориентированное обучение из слогана превращается в реальную практическую задачу, требующую конкретных способов  решения. В настоящей статье обсуждается проблема выстраивания внешнего контура ее решения, проблема формализации способов фиксации достижений каждого ребенка  и самой школы в процессе обучения и воспитания этого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение, формирование индивидуальных траекторий развития ребенка, составление дифференцированных учебных планов и программ, индивидуальный подход к оцениванию уровней знаний, умений и навыков, учет достижений учащихся – задачи, набор решений которых и составляет существенную часть технологического инструментария, использование которого поможет школе стать гуманистически ориентированной не на словах, а на деле. Это связано с и тем, что сегодня в школе  обучается   значительное количество детей, не сумевших по определенным причинам адаптироваться в системе массовой школы, и с тем, что  необходимо усиления личностной составляющей образовательного процесса в противовес усиливающимся тенденциям безличностного преподавания, ориентированного на тест, как  на конечный результат,  что предопределяет (и извращает) саму логику процесса обучения, превращая его в натаскивание.  Совершенно очевидно, что процедура экзамена, опирающаяся на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы. Стандартизированные тесты не могут оценить ни спектр интеллектуальных техник учащихся, ни их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании. И, конечно, менее всего они настроены на выявление индивидуальных возможностей и склонностей учащихся. В этом плане важным инструментом решения образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (“портфолио”) школьника, отражающее динамику его личностного развития. Рассмотрим особенности работы по разработке такого инструмента мониторинга динамики личностного развития школьника на примере Лицея Ступени, закладывающего в основу своей работы над ним следующие позиции.

Личностно-ориентированное обучение в Лицее должно быть  обучением дифференцированным. При этом  существенны как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Основой  внутренней дифференциации является  такая форма организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. Результат  достигается за счет использования современных  педагогических технологий, сочетания разнообразных форм и приемов организации индивидуальной учебной деятельности ребенка. Необходимыми характеристиками используемых при этом технологий, в совокупности обеспечивающих личностную направленность обучения, являются: учет личностного опыта ученика, выстраивание логики  процесса, позволяющее ученику создать и реализовать свою образовательную траекторию, развертывание процесса обучения через систему учебных ситуаций, мотивирующих и направляющих познавательную деятельность школьника, диалогичность и эмоциональная привлекательность.  Внешняя дифференциация лицейского образования – это управление совместной деятельностью  учащихся в учебных группах в рамках проектной деятельности. В основе работы по формированию индивидуального и группового профиля работы учащихся лежит диагностика дифференциации общих и частных способностей. Она осуществляется на основании анализа общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Дифференциация по частным способностям предусматривает также различия учащихся по способностям к тем или иным сферам деятельности, учебным дисциплинам. Организация диагностической работы осуществляется психологической службой. Результаты тестирования, собеседований, включенного наблюдения  анализируются и обобщаются, а затем обсуждаются с педагогами.  В старших классах происходит дифференциация учащихся по профилям в связи с выбранным направлением будущей профессиональной деятельности.

Важной составляющей работы по развитию индивидуального подхода является оценивание учащихся и учет их индивидуальных достижений.  С одной стороны, особое внимание уделяется  традиционной оценке учебной деятельности ребенка на уроке. Она является не только    количественной характеристикой знаний, но также  выполняет и регуляторную функция для формирования самооценки учащегося, и коммуникационную функцию в процессе организации совместной деятельности учителя и учащегося.  Предметом оценки становится все многообразие проявления личности ученика в различных видах образовательной деятельности в рамках Лицея.   

 Используемая в Лицее дробная система оценок позволяет  с одной стороны,  пытаться более дифференцированно и точно диагностировать уровни сформированности учебных, информационных и исследовательских умений и навыков учащихся, а с другой – дает возможности предъявлять индивидуальные требования к детям.

Разрабатываемая в Лицее система учета индивидуальных достижений учащихся включает в себя создание портфолио ученика.  Помимо данных о динамике учебных результатов учащегося, в нем фиксируются сведения об участии ребенка в предметных олимпиадах, интеллектуальном марафоне, конкурсах, соревнованиях, проектах. Кроме того, портфолио учащегося – это постоянно пополняемый архив учебных и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения в лицее. Учителя-предметники  рекомендуют лучшие работы учащихся для включения в портфолио и сдают их воспитателям класса в течение года.  Таким образом, в портфолио фиксируются  как уровни академической успеваемости, так и динамика  коммуникативных умений, творческой  и познавательной активности ребенка, а также  его  личных социальных достижения.  Портфолио включает в себя подборку работ, позволяющих оценить образовательные достижения лицеиста. Являясь дополнительным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: изучение  динамики индивидуального прогресса ребенка, (вне прямого сравнения с достижениями других детей) и оценка его образовательных достижений, дополняющая результаты тестирования и других традиционных форм контроля. Важно, что портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию лицеистов; поощрять их активность и самостоятельность; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; формировать общеучебные компетенции – целеполагания, планирования и организации собственной учебной деятельности. Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др. Кроме того, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, портфолио наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, в качестве накопительной оценки портфолио отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Кроме того, он может служить альтернативой “натаскивания”, спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат. Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, творческие работы, свидетельствует не только о креативных способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.  Анализ материалов портфолио позволяет судить о динамике  интеллектуальной, мотивационно-потребностной и волевой сферы ребенка, формировать и корректировать траекторию  его личностного развития, выстраивать прогноз развития и формулировать рекомендации. Материалы портфолио являются важным инструментом диагностики уровней сформированности надпредметных компетенций и универсальных учебных действий, что имеет особое значение в условиях введения ФГОС второго поколения.

 Формирование системы учета личностных достижений учащихся Московского Лицей «Ступени» является составной частью развития системы учебно-воспитательной работы и управления образовательным процессом, а также системы показателей качества этого процесса.

Шегурова В.Ю. : Формирование портфолио лицеиста в системе диагностики качества личностно-дифференцированного обучения в контексте введения ФГОС

В настоящее время в педагогической практике происходят системные изменения, вызванные тектоническими процессами в социально-экономической сфере. Движущими силами этих изменений являются базовые противоречия, разрешение которых меняет как способы решения задач целеполагания  и отбора содержания обучения при организации учебной деятельности, так и технологии и частные методики преподавания отдельных предметов.

К числу таких противоречий относятся, например,  противоречие между экстремальной скоростью информатизации мира и медлительностью профессиональной переподготовки (как минимум в этой сфере) учителей, между массовым приходом в школу детей, не способных усваивать учебный материал в предлагаемых государственными программами объемах и  темпах и отсутствием внятных и научно обоснованных технологий работы с такими детьми, между начинающим явно доминировать синтетическим мышлением школьников и преимущественно аналитическим мышлением педагогов, между лучшими традициями отечественной педагогики ориентироваться в урочной деятельности на развитие детей и административным продавливанием западных тестовых методов итогового контроля, предполагающее (вопреки декларациям) натаскивание как основную педагогическую  технологию и т.д. Если исходить из того, что одним из базовых условий нормального психологического самочувствия является удовлетворенность профессионала результатами своего труда, становится очевидным, что для профессионала-учителя настали тяжелые времена.

Возникающие противоречия между новой образовательной ситуацией и сложившимся в прежних условиях опытом преподавания приводят к конфликту, разрешение которого может осуществляться тремя способами.

Во-первых, через неприятие новой реальности и последовательное отстаивание своих устоявшихся в процессе своей индивидуальной педагогической практики и профессионального образования позиций, во-вторых, через принятие новой реальности и формирование новых педагогических стратегий и тактик, профессиональное саморазвитие на новом основании, в-третьих, частичное принятие новой реальности и формирование новых педагогических  тактик, расширяющих профессиональный арсенал педагога.

Выбор способа разрешения противоречия – это выбор индивидуальной траектории развития педагога в сложную эпоху перемен.

Одной из сторон новой реальности, к которой в любом случае приходится адаптироваться всем,  является то обстоятельство, что подход к образованию каждого ребенка действительно становится индивидуальным. Личностно-ориентированное обучение из слогана превращается в реальную практическую задачу, требующую конкретных способов  решения. В настоящей статье обсуждается проблема выстраивания внешнего контура ее решения, проблема формализации способов фиксации достижений каждого ребенка  и самой школы в процессе обучения и воспитания этого ребенка.

Личностно-ориентированное обучение, формирование индивидуальных траекторий развития ребенка, составление дифференцированных учебных планов и программ, индивидуальный подход к оцениванию уровней знаний, умений и навыков, учет достижений учащихся – задачи, набор решений которых и составляет существенную часть технологического инструментария, использование которого поможет школе стать гуманистически ориентированной не на словах, а на деле. Это связано с и тем, что сегодня в школе  обучается   значительное количество детей, не сумевших по определенным причинам адаптироваться в системе массовой школы, и с тем, что  необходимо усиления личностной составляющей образовательного процесса в противовес усиливающимся тенденциям безличностного преподавания, ориентированного на тест, как  на конечный результат,  что предопределяет (и извращает) саму логику процесса обучения, превращая его в натаскивание.  Совершенно очевидно, что процедура экзамена, опирающаяся на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы. Стандартизированные тесты не могут оценить ни спектр интеллектуальных техник учащихся, ни их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании. И, конечно, менее всего они настроены на выявление индивидуальных возможностей и склонностей учащихся. В этом плане важным инструментом решения образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (“портфолио”) школьника, отражающее динамику его личностного развития. Рассмотрим особенности работы по разработке такого инструмента мониторинга динамики личностного развития школьника на примере Лицея Ступени, закладывающего в основу своей работы над ним следующие позиции.

Личностно-ориентированное обучение в Лицее должно быть  обучением дифференцированным. При этом  существенны как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Основой  внутренней дифференциации является  такая форма организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. Результат  достигается за счет использования современных  педагогических технологий, сочетания разнообразных форм и приемов организации индивидуальной учебной деятельности ребенка. Необходимыми характеристиками используемых при этом технологий, в совокупности обеспечивающих личностную направленность обучения, являются: учет личностного опыта ученика, выстраивание логики  процесса, позволяющее ученику создать и реализовать свою образовательную траекторию, развертывание процесса обучения через систему учебных ситуаций, мотивирующих и направляющих познавательную деятельность школьника, диалогичность и эмоциональная привлекательность.  Внешняя дифференциация лицейского образования – это управление совместной деятельностью  учащихся в учебных группах в рамках проектной деятельности. В основе работы по формированию индивидуального и группового профиля работы учащихся лежит диагностика дифференциации общих и частных способностей. Она осуществляется на основании анализа общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Дифференциация по частным способностям предусматривает также различия учащихся по способностям к тем или иным сферам деятельности, учебным дисциплинам. Организация диагностической работы осуществляется психологической службой. Результаты тестирования, собеседований, включенного наблюдения  анализируются и обобщаются, а затем обсуждаются с педагогами.  В старших классах происходит дифференциация учащихся по профилям в связи с выбранным направлением будущей профессиональной деятельности.

Важной составляющей работы по развитию индивидуального подхода является оценивание учащихся и учет их индивидуальных достижений.  С одной стороны, особое внимание уделяется  традиционной оценке учебной деятельности ребенка на уроке. Она является не только    количественной характеристикой знаний, но также  выполняет и регуляторную функция для формирования самооценки учащегося, и коммуникационную функцию в процессе организации совместной деятельности учителя и учащегося.  Предметом оценки становится все многообразие проявления личности ученика в различных видах образовательной деятельности в рамках Лицея.   

 Используемая в Лицее дробная система оценок позволяет  с одной стороны,  пытаться более дифференцированно и точно диагностировать уровни сформированности учебных, информационных и исследовательских умений и навыков учащихся, а с другой – дает возможности предъявлять индивидуальные требования к детям.

Разрабатываемая в Лицее система учета индивидуальных достижений учащихся включает в себя создание портфолио ученика.  Помимо данных о динамике учебных результатов учащегося, в нем фиксируются сведения об участии ребенка в предметных олимпиадах, интеллектуальном марафоне, конкурсах, соревнованиях, проектах. Кроме того, портфолио учащегося – это постоянно пополняемый архив учебных и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения в лицее. Учителя-предметники  рекомендуют лучшие работы учащихся для включения в портфолио и сдают их воспитателям класса в течение года.  Таким образом, в портфолио фиксируются  как уровни академической успеваемости, так и динамика  коммуникативных умений, творческой  и познавательной активности ребенка, а также  его  личных социальных достижения.  Портфолио включает в себя подборку работ, позволяющих оценить образовательные достижения лицеиста. Являясь дополнительным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: изучение  динамики индивидуального прогресса ребенка, (вне прямого сравнения с достижениями других детей) и оценка его образовательных достижений, дополняющая результаты тестирования и других традиционных форм контроля. Важно, что портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию лицеистов; поощрять их активность и самостоятельность; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; формировать общеучебные компетенции – целеполагания, планирования и организации собственной учебной деятельности. Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др. Кроме того, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, портфолио наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, в качестве накопительной оценки портфолио отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Кроме того, он может служить альтернативой “натаскивания”, спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат. Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, творческие работы, свидетельствует не только о креативных способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.  Анализ материалов портфолио позволяет судить о динамике  интеллектуальной, мотивационно-потребностной и волевой сферы ребенка, формировать и корректировать траекторию  его личностного развития, выстраивать прогноз развития и формулировать рекомендации. Материалы портфолио являются важным инструментом диагностики уровней сформированности надпредметных компетенций и универсальных учебных действий, что имеет особое значение в условиях введения ФГОС второго поколения.

 Формирование системы учета личностных достижений учащихся Московского Лицей «Ступени» является составной частью развития системы учебно-воспитательной работы и управления образовательным процессом, а также системы показателей качества этого процесса.

Наша частная школа — переход на главную страницу