+7 (495) 607-65-53

Шегурова В.Ю.: Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики и физики

Информатика и физика относятся к числу ключевых для предполагаемого  инновационного развития общества учебных предметов, уровень  преподавания в общеобразовательной школе которых определяет саму возможность включения  страны в логику такого развития. Вместе с тем,  реальность такова, что значительные потенциальные возможности обоих предметов  для развития системного мышления школьников остаются  недооцененными  и невостребованными в рамках действующей образовательной парадигмы.

Основные   проблемы преподавания физики   в современной школе – это:

  1. противоречие между необходимостью  подготовки учащихся, способных к интенсивному личностному саморазвитию и профессиональному самоопределению, готовых к  полноценному профессиональному образованию в высшей школе,  с одной стороны, и фактической ориентацией на сокращение удельного веса физики в учебных планах общеобразовательных школ –  с другой;
  2. формализация способов оценки качества преподавания предмета;
  3. формирование отношения к школе как к сфере  образовательных услуг, определяющее новый характер взаимоотношений ученика и учителя, семьи и школы и, следовательно, являющегося существенным фактором, влияющим на преподавание каждого школьного предмета.

Вытеснение физики на обочину школьного образования произошло давно,  и связано оно не только с резким сокращением количества часов, обязательных для изучения предмета, но и с введением концентрической системы преподавания, разрушившей логику преподавания в основной школе и сделавшей учителей и учащихся заложниками порочной схемы, требующей за минимальное время изучить максимальное количество информации. Еще  в 2001 году, когда задавался либеральный вектор реформирования образования,  сравнение американских, английских и российских  школьных программ  и учебников по физике вызвали раздражение казавшейся (непрофессионалам) «избыточностью» материала, изучаемого российскими школьниками: отечественные учебники физики содержали 1300 понятий, тогда как английские – 600, а американские – всего 300. Это раздражение вылилось в существенное сокращение времени, отводимого на преподавание предмета, а концентрическая система преподавания заставила «утрамбовывать»  практически прежний объем материала в вдвое меньший временной срок.

При этом  требования, предъявляемые внешними (по отношению к школе) структурами,  задаются в формализованной форме   единого государственного экзамена, который, в свою очередь, агрессивно задает  целеполагание учебному процессу, отличное от целеполагания развития. Качественной особенностью  образования в нашей стране была его ориентированность на устный (и развернутый письменный) экзамены. Такой экзамен (в качестве ведущей формы итоговой аттестации) предполагал направленность учебного процесса на интенсивное  речевое развитие учащихся, что является необходимым и главным условием формирования мышления. В основе организации учебного процесса  и управления им лежало понимание  того, что мышление и речь формируются одновременно и развитие мышления вне развернутого речевого развития невозможно. Введение тестирования в качестве  формы итоговой аттестации меняет и цели, и структуру, и компоненты образовательного процесса, в том числе и физического образования. Зависимый от внешней оценки учебных результатов педагог оказывается спровоцированным на  работу по улучшению формальных показателей,  измеряемых тестами, и формированию тех навыков, которые способствуют лучшему прохождению тестирования, а не  ведущих  к интенсивному речевому и интеллектуальному развитию.

Однако российское   общество заинтересовано в том, чтобы эффективность работы образовательного учреждения определялась не умением отвечать на вопросы тестов, а качеством знаний  и уровнем сформированности  мышления выпускников, а также наличием  их способности и готовности  к саморазвитию. В этом контексте приоритетными становятся задачи по  развитию личности учащегося,  созданию условий для формирования системного теоретического мышления, самоопределения, саморазвития и самореализации, созданию механизмов регуляции учебной деятельности, направленной на построение эффективной обратной связи. Для решения этих задач необходима перестройка доминант учебно-воспитательного процесса,  принятие и постановка учебных целей,  ориентированных на решение задач личностного развития как ключевых, поиск и эффективное применение  новых средств и способов их реализации, контроля, оценки и коррекции  процесса и результатов учебной деятельности.  Одним из значимых элементов образовательной стратегии, ориентированной на личностное развитие учащихся,   является формирование общеучебных  умений и навыков, расширяющих интеллектуальное поле, на котором развивается процесс обучения. Формирование этих умений  является как одной из целей образовательного процесса, определяющих его содержание, структуру, способы  организации и управления им, так и механизмом, задающим динамику саморазвития через формирование новой мотивации. Физика как учебный предмет обладает исключительными потенциальными возможностями для формирования подобного рода метапредметных умений, так как, с одной стороны, располагает математическим языком для универсального описания разнообразных явлений со всеми преимуществами математической логики, а с другой, – богатейшим набором учебных проблем, решение которых позволяет эффективно развивать  универсальные механизмы переноса  интеллектуальных надстроек. Задача организации образовательного процесса и  состоит в перенастройке учебной деятельности и управления ею на решение задачи формирования метапредметных умений и  навыков как 1) элементов системы мыследеятельности,   2) стратегических доминант учебной деятельности и  3) оснований  новой мотивации учебной деятельности – мотивации овладения этими навыками  с одной стороны, как важнейшим условием и эффективным способом  интенсивного личностного саморазвития, а с  другой – как значимым инструментом самоопределения. Учащиеся должны понимать, что именно эти умения и навыки составляют ту инвариантную часть их образования, которая, с одной стороны,  даст возможность не только успешно адаптироваться к изменяющемуся миру, решать разнообразные жизненные, социальные, а потом и профессиональные задачи и проблемы, а с другой представляет собой инструментарий  для достаточно эффективного самоанализа, самоопределения   и постановки на этой основе задач саморазвития.

Изучение  стандартов нового поколения показывает, что ориентация на развитие у школьников метапредметных навыков является одним из приоритетов, и это не может не приветствоваться. Однако неприемлимой является направленность стандартов на существенное сужение образовательного поля, Необходимость выбора ограниченного количества предметов в старшей школе лишит учащихся возможности получения системного знания о мире, ранняя профилизация  является неизбежным ограничителем общего развития.  Малоубедительными представляются доводы разработчиков стандартов о том, что возможность выбора образовательной траектории станет фактором, ускоряющим  социализацию учащихся – ведь выбор вовсе необязательно будет осознанным. Интересы школы, неизбежные технические проблемы составления расписания в условиях наличия разнообразных индивидуальных учебных планов будут провоцировать администрацию и учителей на подталкивание учащихся к выбору «удобных» (не для детей) наборов учебных предметов.

Сужение учебной перспективы, невозможность в рамках ограниченного набора предметов выстраивания современной комплексной картины научного знания (как естественного, так и гуманитарного), адекватной сегодняшнему дню,  ухудшение на этой основе качества мышления школьников  – путь к стратегическому проигрышу.

Стратегическим просчетом является и недооценка возможностей, которые представляет для формирования мышления,  интеллектуальных метапредметных навыков и информатика. Обычно ее рассматривают, с одной стороны, как обучение пользовательским навыкам владения информационными технологиями, а с другой – как преподавание программирования. Вместе с тем, информатика как предмет содержит массу возможностей (и точек приложения) для развития именно мыслительной деятельности.

  • Решение логических задач
  • Теория информации как система
  • Алгоритмирование
  • Проектирование
  • Моделирование
  • Программирование
  • Поиск информации в сети
  • Межпредметные задачи

Освоение технологий интеллектуального поиска и расширения спектра интеллектуальных навыков – важнейшая сторона формирования индивидуального интеллектуального профиля современного ученика.

Изучение ключевых понятий информатики методами  системного подхода (среда-система; модель-система) и развитие на этой основе системного мышления, формирование и развитие на уроках информатики структурных компонентов мыслительной  деятельности:      мотива, цели, задачи, проектирования, прогнозирования, рефлексии, организации обратной связи, контроля, коррекции, оценки – задачи, позволяющие развитие мышления сделать как критерием успешности, так и содержанием преподавания предмета.  Превратить урок информатики в  реальную среду развития позволит наращивание  таких техник формирования метапредметных навыков  как техники информационного поиска, знаково-символических действий, структурирование информации, анализа, синтеза, сопоставления, планирования, проектирования, классификации, выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, выбора оснований и критериев для  классификации и моделирования, построения логических цепочек рассуждения, выдвижения гипотез, их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

При этом способность ребенка к активному усвоению нового опыта, расширению на его основе палитры собственного интеллектуального инструментария; использование ИТ как интеллектуального орудия, системность и критичность мышления, сформированность всех  компонентов мыслительной деятельности, развитие мышления как ведущий мотив учебной деятельности, готовность и способность  на этой основе к саморазвитию становятся  ведущими критериями  качества информационного образования.

Наша частная школа — переход на главную страницу