Смирнова Н.Б. «Прикосновение к Музыке». Часть 1.
Введение. Как воспитать настоящего слушателя Музыки?
В наше время невероятно важным является научить ребёнка не только знать, понимать и разбираться в хорошей музыке, но и уметь отличать достойное исполнение музыкального произведения от множества других.
Научить ребёнка слышать как, почему и чем одно исполнение лучше (правильнее, достойнее) другого – долгий, кропотливый труд, который длится от первого года обучения и до последнего, и продолжается потом уже во взрослой жизни человека.
Чтобы понять, что же нас так притягивает в одних исполнителях и оставляет совершенно равнодушными к другим, попробуем разобраться с самим процессом “активного слушания” музыки.
Что же такое активное слушание как процесс?
Активное слушание подразумевает, что ребёнок не просто слушает набор звуков, мелодий, а знает и слышит определённые особенности качественного звучания того или иного инструмента.
В музыкальном произведении разнообразие звука поистине безгранично. Это ощущается в игре крупных пианистов, у которых каждая мелодия, каждый звук звучит по-своему, меняясь даже от исполнения к исполнению. На это влияют многие факторы. Рассмотрим лишь некоторые из них.
- Если говорить о пианистах, то важным фактором является сам рояль. Фирма Бехштейн выпускает по звучанию более мягкие рояли, чем фирма Стенвей, признанная во всё мире лучшей. Но для каждого музыканта очень важно найти свой инструмент, который будет помогать наиболее полно раскрывать свои эмоции и мысли.
- Акустика зала. В Концертном зале Чайковского очень сложная акустика, звук буквально “тонет”, не долетая даже до первых рядов партера, потому необходимо более ярко артикулировать (произносить) каждый звук. В Большом Зале Консерватории после ремонта также изменилась акустика, и сейчас профессионалы с большим удовольствием пойдут слушать музыкантов в первый амфитеатр, куда звук буквально «долетает», или на определённые ряды и места в партере. В Доме музыки лучше садиться в амфитеатр с правой стороны, там слышно всё наиболее ясно. В зависимости от этого музыканту на репетиции перед концертом очень важно услышать мнение профессионала из зала, чтобы понять, какими звуковыми градациями ему необходимо пользоваться, это будет касаться и артикуляции, и самих штрихов, и динамики как таковой.
- Заполненность зала. Все музыканты знают, если зал полупустой, звук будет более гулким, если переполненный – то совершенно иным. А ещё в маленьких, камерных залах на звучание могут влиять даже степень плотности кулис, так как материал кулис забирает часть звучания, а значит, артикулировать опять придётся сильнее.
- Погода за окном. Дерево, из которого изготовлены рояли, скрипки и т.д. в жаркую погоду подсыхает, потому звук получается более звонким, летящим. Во влажную погоду дерево вбирает влагу, и инструменты звучат более глухо.
- Эмоциональное состояние самого музыканта. Безусловно, каждый Концерт очень важен, и этот диалог между исполнителем и зрителями бесценен и неповторим. Но, музыкант тоже живой человек, его могут одолевать разные мысли, эмоции, сомнения. И, в зависимости от его эмоционального состояния, одно и то же произведение может прозвучать совершенно по-разному на разных концертах.
И всё же я хотела бы подробнее остановиться на таком факте, как сам способ звукоизвлечения (произнесения) музыкальной речи.
Среди множества бесконечно разнообразных приёмов прикосновений к инструменту (в данном, конкретном случае речь пойдёт о фортепиано) выделим 3 основных приёма – легато (связное исполнение нескольких звуков), нон легато (не связное), стаккато (отрывистое звучание).
А из этого следует, что используя эти различные градации “туше” (прикосновения) того же легато (у кого-то из музыкантов есть в арсенале 100 градаций одного “туше”, у кого-то – 1000 и более) можно достичь невероятных тембровых красок в музыке.
Помимо того, что можно достичь невероятно красивых и разнообразных тембровых красок, через “прикосновение” можно передать всё многообразие образов, и благодаря этому наиболее достоверно раскрыть художественный замысел композитора.
К тому же, следует помнить ещё и о том, что каждый штрих очень тесно связан с эпохой, в которой жил и творил композитор. Потому нон легато в произведениях И.Баха довольно сильно будет отличаться от нон легато в произведениях Ф.Шопена или С.Рахманинова.
При этом различия в прикосновения будут настолько ощутимы, что позволит любому музыканту с первых звуков исполнения определить, соблюдает ли музыкант-исполнитель законы стиля данной эпохи (или у него нет чётких понятий, что и как должно звучать, как именно нужно “извлекать” звук).
Именно эта тема (“Способы звукоизвлечения”) начинает разбираться буквально с самого начала знакомства детей с музыкальными произведениями. Она продолжает находиться под пристальным вниманием и далее, так как без анализа того, что слышит ребёнок в самом исполнении музыкального произведения, не будет глубинного погружения в саму Музыку.
Ведь понимать и разбираться в Музыке как области искусства можно даже не занимаясь в музыкальной школе. Понимание наступит, безусловно, не с первых уроков. Это долгий и кропотливый процесс, в котором дети постоянно обмениваются своими впечатлениями, а учитель внимательно и бережно направляет слуховое внимание детей на определённые “детали” в музыкальной ткани произведения.
Путь достижения этого результата – это пусть к эмоциональному развитию ребёнка, путь к саморазвитию. Слушая музыкальные произведения, анализируя звучание, сравнивая разные исполнения, ребёнок учится не только наблюдать за своими ощущениями, слуховыми впечатлениями, эмоциями, но и учится осознавать, и анализировать свой опыт погружения в мир музыки, постоянно расширяя свои границы восприятия. Этот процесс длится не один урок, и даже не один год. Можно сказать, что раз вступив на этот путь, ребёнок, взрослея, потом продолжает его самостоятельно совершенствовать всю свою жизнь, даже не становясь профессиональным музыкантом. Но цель подобных уроков заключается в том, чтобы воспитать настоящего, глубокого, понимающего, профессионального слушателя.
И время показывает, что это – возможно!
Как это происходит, я покажу на примере урока во 2 класс по теме «Музыкальные образы в музыке и их зависимость от разнообразия музыкального прикосновения-произношения (штрихов)».
На какие вопросы нужно ответить самому педагогу в ходе проектирования такого урока?
- Музыкальная азбука. Какие понятия подлежать усвоению?
Понятия:
Артикуляция – это способы произнесения музыкальной речи. Выражается в способах прикосновений к клавишам музыкального инструмента (или штрихах).
Штрихи:
- легато (связно и плавно),
- стаккато (отрывисто и резко),
- нон легато (не связно, как шаг в музыке).
2. Каким будет образовательный результат урока?
Учащиеся смогут:
- прийти к выводу или сформировать своё мнение о том, что различные прикосновения (штрихи) влияют на разнообразие характера музыки.
- рассказать о видах артикуляции (о прикосновениях или штрихах), а также о различиях между ними (на основе понятий)
3. Почему это важно?
В большинстве случаев даже те дети, которые посещают музыкальную школу, в возрасте (7, 8 лет) имеют смутное представление о том, от чего именно зависит разнообразие музыкальных образов, или как этого достичь.
Ещё меньше дети знают и понимают такой тонкий момент, что штрихи являются не только очень важным элементом “звукоизвлечения”, с помощью которого можно добиться разных образов, но что существуют различные градации одного и того же прикосновения.
Поэтому так важно, даже не занимаясь на музыкальном инструменте, активно и напряжённо вслушиваться в “музыкальное полотно”, слышать всю фактуру, все “слои” произведения, чтобы понимать замысел композитора.
4. Как можно описать суть проблемной ситуации?
Проблемную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом
– отсутствие у детей понимания связи между различными штрихами (прикосновениями) и разным характером, разными образами звучания музыки. Несоответствие между слуховыми знаниями (слуховым музыкальным “багажом”) и теоретическими знаниями .
5. Что из прошлого опыта необходимо актуализировать?
– Необходимо повторить (послушать) музыку разного характера, с разными образами .
– Описать характер и образы , которые возникали при прослушивании музыкальных произведений
1. “Лебедь” Сен-Санса
2. “Дождик” Архиповского
3. “Марш тореадоров” Ж. Бизе
см. Продолжение
Наша частная школа — переход на главную страницу