Смирнова Н.Б. «Прикосновение к Музыке». Часть 2
Конспект урока «История музыки», 2 кл.
Тема: Музыкальные образы в музыке и их зависимость от разнообразия музыкального прикосновения-произношения (штрихов).
Актуализация
Учитель:
– Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученики:
– Характер и образы в музыке.
Учитель:
-Какую музыку мы слушали?
Ученики:
1. “Лебедь” Сен-Санса
2. “Дождик” Архиповского
3. “Марш тореадоров” Ж. Бизе
Учитель:
-Какой был характер музыки, которую мы слушали?
Ученики:
– Ласковая, нежная, маршевая, строгая, резкая, колючая.
Учитель:
– Какие образы нам представлялись?
Ученики:
– Красивый лебедь, марширующие солдатики, осенний дождик.
Учитель:
– Давайте посмотрим на рисунки, которые вы нарисовали на прошлом занятии.
Проблематизация:
Учитель:
– Что вы заметили?
Ученики:
– У нас получились разные образы
Кто-то из вас нарисовал лебедя, а кто-то нарисовал балерину, которая танцует под музыку К.Сен-Санса.
Кто-то рисовал “Дождик”. Но и “Дождик” у всех получился разным! У кого-то это грустный, осенний дождик, а у кого-то – весёлый, звонкий дождик крупными каплями!
Также и с Маршем! Кто-то нарисовал смелого льва, кто-то – красивую Кармен!
–Учитель:
– Образы получились разные на рисунках – разные по технике исполнения, по цветовой гамме, по композиции.
А как вы думаете, от чего зависит разнообразие образов и характеров в музыке? Выскажите свои версии, отчего зависят разные образы в музыке?
(Ответы фиксируются на доске)
Что получилось? (Ученики смотрят на доску и обнаруживают, что у всех разные варианты, что нет однозначного ответа)
Учитель:
– Тогда нужно проверять версии.
И начнем сегодня – с прикосновения или штрихов…
Наш главный вопрос: Может ли прикосновение влиять на создание образа? Проголосуйте, пожалуйста, «да» или «нет» (ответы разные) Кто же прав? Предлагаю вам самим проверить ЭТО, слушая и наблюдая за исполнителями.
Цель урока:
Узнать, проверить влияет ли прикосновение (штрихи) на разнообразие образов, характеров в музыке.
Определение образа результата
Учитель:
– Как мы поймем, что достигли цели?
Ученики:
– Мы сможем ответить, влияет ли прикосновение на создание образов, и, если ответ будет «ДА», то сможем объяснить, почему.
Критерии оценивания.
Учитель:
– Сегодня будет оцениваться умение наблюдать, слушая музыку, т.е. обнаруживать особенность исполнения разнохарактерной музыки.
ПЛАНИРОВАНИЕ
( схема плана на доске)
Учитель:
– Для достижения цели нам необходимо
- Провести музыкальную пробу – мы попробуем сами воспроизвести на музыкальном инструменте разнохарактерную музыку.
- Пронаблюдать и сравнить исполнения (всем вместе определим, благодаря чему получилось).
- Попытаться сформулировать разницу исполнений, сделать на основе сравнения вывод.
- Проверить вывод (например, у эксперта – у Натальи Борисовны) и применить на практике новые знания.
- Подвести итоги.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Пункт плана №1. Музыкальная проба.
Учитель:
– Предлагаю каждому из вас сыграть на фортепиано образ Лебедя, Дождика и Марша.
Каждый по очереди «играет» образы (на фортепиано) Лебедя, Дождика и Марша. Остальные с помощью карточек «солнышко», «тучка» будут оценивать, у кого получилось изобразить:
- Лебедя – музыка была мягкая, плавная, как будто лебедь плыл по воде
- Дождик – музыка была острая, колючая, как капли дождя
- Марш – музыка была ритмичная, чёткая, в ней были слышны шаги марширующих людей, такие, как слышим на параде, празднике.
Процедура оценивания:
Каждому ребёнку – исполнителю выдаются заранее заготовленные учителем бланки с изображение Лебедя, Дождика, марширующих людей.
Тот ребёнок, который наиболее точно, по мнению экспертов, передал конкретный образ, рисует напротив образа себе плюс.
Пункт плана №2. Сравнение исполнения
Учитель:
— Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Лебедя.
Как вам это удалось?
Ученики:
-Мы прикасались мягко, нежно.
– Один звук мягко переходил, перетекал в другой – образы нежной музыки, так, как будто лебедь плыл по воде.
Учитель:
– Нарисуйте, пожалуйста, рядом с образом Лебедя волну или радугу ͡
Учитель:
-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Дождика
Как вам это удалось?
Ученики:
– Когда прикасались остро, коротко, отдёргивая руку – возникали образы капель дождя.
Учитель:
– Нарисуйте, пожалуйста, рядом с образом точки дождя . . . . .
-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Марша.
Ученики:
– Если прикасаться пальцами так, как будто “пальцы ходили” по клавишам (чётко, ритмично, упруго) – возникали образы ритмичного марша, парада.
Учитель:
– Нарисуйте музыкальные шаги, следы чёрточками _ _ _ _
Пункт плана №3. Формулировка вывода
Учитель:
– Каждый из вас сам пробовал сыграть разные образы. Вы наблюдали за собой и другими. Вы назвали отличие исполнения одного образа от другого.
Попробуйте сделать вывод, создают ли штрихи (прикосновения) разные образы в музыке?
Ученики:
-От того, как мы касаемся, возникают разные образы, значит, прикосновение влияет на создание образов в музыке.
Пункт плана №4.Проверим вывод.
Учитель:
– Вы правы. Что делают музыканты, когда играют музыку?
Ученики:
– Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, извлечь его резко, «подчеркнуть» и т.д.
Учитель:
– Именно от способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создаёт.
Штрихи – разные способы прикосновений в музыке, благодаря чему мы получаем разные характеры в музыке.
Каждое прикосновение – штрих имеет свое название.
Мягкое, плавное прикосновение, при котором один звук перетекает в другой, называется ЛЕГАТО.
( запишите это понятие рядом со знаком ͡ . )
Острое, короткое прикосновение, при котором звук получается коротким и быстрым, называется СТАККАТО
(запишите это понятие рядом с точками …)
Плотное, но не связное прикосновение, при котором каждый звук звучит отдельно, называется НОН ЛЕГАТО
(запишите это понятие рядом с пунктиром _ _ _)
Каждое произведение, в зависимости от его темпа и характера, звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку дождика, звучит весело, каждый звук «подпрыгивает», помогая создавать в воображении нужный образ. Конечно, образ весёлого Дождика создаётся в том случае, если произведение написано в мажоре, а если в миноре, то получится картинка грустного дождика. Уже на этом примере понятно, что образ складывается из многих составляющих, и штрихи это важное, но не единственное выразительное средство.
Нежная колыбельная, вальс, пьеса Лебедь звучат плавно и протяжно, на легато, каждый её звук будто выливается из предыдущего, сливаясь в общую картину.
Поэтому, чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть многими музыкально-выразительными средствами. В арсенале музыкантов их достаточно много: это и динамические оттенки, и свободное владение темпом. И что ещё вы можете назвать…?
Ученики:
– И прикосновения, то есть произнесение звуков пальцами, а значит, владение различными штрихами.
Учитель:
– Давайте потренируемся использовать новые понятия ШТРИХИ, ЛЕГАТО, СТАККАТО, НОН ЛЕГАТО в своих объяснениях.
Сейчас мы ещё раз прослушаем уже знакомые нам музыкальные произведения (но уже в разных исполнениях) и попробуем объяснить, как штрихи помогают создавать музыкальный образ.
Обратите внимание, слушая музыку, каким было легато в одном и в другом исполнении.
К.Сен-Санс. Лебедь
https://www.youtube.com/watch?v=qrFpPrMBD0s (“Лебедь” в исполнении У.Лопаткиной)
Объяснения детей.
Учитель:
-Каким было стаккато?
А.Архиповский. “Дождик”
Объяснения детей.
Учитель:
– Каким было нон легато?
Ж.Бизе. Марш Тореадора из оперы “Кармен”
https://www.youtube.com/watch?v=_TtN9NsfeCI(с 28.секунды)
После прослушивания музыки и детских объяснений педагог обращает внимание на схему плана.
Пункт плана №5. Итоги.
Учитель:
– Мы прошли длинный путь. Вспомним, какая была у нас цель урока? (ответы детей)
Достигли ли мы ее? Да
Чему вы научились, что узнали? (ответы детей)
Ученики
– Мы сделали вывод, что с помощью штрихов музыканты могут передавать разные образы в музыке. Потому что легато, стаккато, нон легато отличаются друг от друга, например, легато – плавное и мягкое прикосновение, а стаккато – острое и короткое, потому и образы получаются разными!
– А ещё (* некоторые из учеников действительно слышат это!) можно сделать вывод, что и легато может быть РАЗНЫМ, и стаккато, потому мы нарисовали разные Дождики, разных Лебедей.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оцените свой результат. Обведите нужный знак
Оценочный бланк ребенка.
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель:
– Давайте вспомним самые яркие переживания сегодняшнего урока. (Рефлексия на подобных уроках направлена не только на сам предметный результат, она направлена, прежде всего, на сам путь достижения этого результата.)