+7 (495) 607-65-53

Смирнова Н.Б. «Прикосновение к Музыке». Часть 2

Конспект урока «История музыки», 2 кл.

Тема: Музыкальные образы в музыке и их зависимость от разнообразия музыкального прикосновения-произношения (штрихов).

Актуализация

Учитель:

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученики:

Характер и образы в музыке.

Учитель:

-Какую музыку мы слушали?

Ученики:

1. “Лебедь” Сен-Санса

2. “Дождик” Архиповского

3. “Марш тореадоров” Ж. Бизе

 Учитель:

-Какой был характер музыки, которую мы слушали?

Ученики:

Ласковая, нежная, маршевая, строгая, резкая, колючая.

 Учитель:

– Какие образы нам представлялись?

Ученики:

– Красивый лебедь, марширующие солдатики, осенний дождик.

Учитель:

– Давайте посмотрим на рисунки, которые вы нарисовали на прошлом занятии.

Проблематизация:

Учитель:

Что вы заметили?

Ученики:

– У нас получились разные образы

Кто-то из вас нарисовал лебедя, а кто-то нарисовал балерину, которая танцует под музыку К.Сен-Санса.

Кто-то рисовал “Дождик”. Но и “Дождик” у всех получился разным! У кого-то это грустный, осенний дождик, а у кого-то – весёлый, звонкий дождик крупными каплями!

Также и с Маршем! Кто-то нарисовал смелого льва, кто-то – красивую Кармен!

Учитель:

– Образы получились разные на рисунках – разные по технике исполнения, по цветовой гамме, по композиции.

А как вы думаете, от чего зависит разнообразие образов и характеров в музыке?  Выскажите свои версии, отчего зависят разные образы в музыке?

(Ответы фиксируются на доске)

Что получилось? (Ученики смотрят на доску и обнаруживают, что у всех разные варианты, что нет однозначного ответа)

Учитель:

– Тогда нужно проверять версии.

И начнем сегодня – с прикосновения или штрихов

 Наш главный вопрос:  Может ли прикосновение влиять на создание образа? Проголосуйте, пожалуйста, «да» или «нет» (ответы разные)  Кто же прав? Предлагаю вам самим проверить ЭТО, слушая и наблюдая за исполнителями.

Цель урока:

Узнать, проверить  влияет ли прикосновение  (штрихи)  на разнообразие образов, характеров в музыке.

Определение образа результата

Учитель:

– Как мы поймем, что достигли цели?

Ученики:

– Мы сможем ответить, влияет ли прикосновение на создание образов, и, если ответ будет «ДА», то сможем объяснить, почему.

Критерии оценивания.

Учитель:

–  Сегодня  будет оцениваться  умение  наблюдать, слушая музыку, т.е. обнаруживать особенность исполнения разнохарактерной музыки.   

ПЛАНИРОВАНИЕ

 ( схема плана на доске)

 

Учитель:

– Для достижения цели нам необходимо

  1. Провести музыкальную пробу –  мы  попробуем сами воспроизвести на музыкальном инструменте разнохарактерную музыку.
  2. Пронаблюдать и сравнить исполнения (всем вместе определим, благодаря чему получилось).
  3. Попытаться сформулировать разницу исполнений, сделать на основе сравнения вывод.
  4. Проверить вывод (например, у эксперта – у Натальи Борисовны) и применить на практике новые знания.
  5. Подвести итоги.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  УРОКА

Пункт плана №1. Музыкальная проба.

Учитель:

– Предлагаю каждому из вас сыграть на фортепиано  образ Лебедя, Дождика и Марша.

Каждый по очереди  «играет» образы (на фортепиано) Лебедя, Дождика и Марша. Остальные  с помощью  карточек «солнышко», «тучка» будут оценивать, у кого получилось изобразить:

  • Лебедя – музыка была мягкая, плавная, как будто лебедь плыл по воде
  • Дождик – музыка была острая, колючая, как капли дождя
  • Марш – музыка была ритмичная, чёткая, в ней были слышны шаги марширующих людей, такие, как слышим на параде, празднике.

Процедура оценивания:

Каждому ребёнку – исполнителю  выдаются заранее заготовленные учителем бланки  с изображение Лебедя, Дождика, марширующих людей.

Тот ребёнок, который наиболее точно,  по мнению экспертов,  передал конкретный образ, рисует напротив образа себе плюс.

Пункт плана №2. Сравнение исполнения

Учитель:

— Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Лебедя.

Как вам это удалось?

Ученики:

-Мы  прикасались мягко, нежно.

– Один звук мягко переходил,  перетекал в другой – образы нежной музыки, так, как будто лебедь плыл по воде.

Учитель:

– Нарисуйте, пожалуйста,   рядом с образом Лебедя  волну или радугу ͡

Учитель:

-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Дождика

Как вам это удалось?

Ученики:

– Когда  прикасались остро, коротко, отдёргивая руку – возникали образы капель дождя.

Учитель:

 – Нарисуйте, пожалуйста,   рядом с образом точки дождя  . . . . .

-Вопрос к исполнителям, которым удалось отразить образ Марша.

Ученики:

Если прикасаться  пальцами так, как будто “пальцы ходили” по клавишам (чётко, ритмично, упруго) –  возникали образы ритмичного марша, парада.

Учитель:

– Нарисуйте музыкальные шаги, следы чёрточками _ _ _ _

Пункт плана №3. Формулировка вывода

Учитель:

– Каждый из вас сам пробовал сыграть разные образы. Вы наблюдали за собой и другими. Вы назвали отличие исполнения одного образа от другого.

Попробуйте сделать вывод, создают ли штрихи (прикосновения) разные образы в музыке?

Ученики:

-От того, как мы касаемся,  возникают разные образы, значит, прикосновение влияет  на создание образов в музыке.

Пункт плана №4.Проверим вывод.

Учитель:

– Вы правы. Что делают музыканты, когда играют музыку?

Ученики:

– Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, извлечь его резко, «подчеркнуть» и т.д.

Учитель:

– Именно от способа звукоизвлечения во многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создаёт.

Штрихи – разные способы прикосновений в музыке, благодаря чему мы получаем разные характеры в музыке.

Каждое прикосновение – штрих имеет свое название.

Мягкое, плавное прикосновение, при котором один звук перетекает в другой, называется ЛЕГАТО.

 ( запишите это понятие рядом со знаком ͡    . )

Острое, короткое прикосновение, при котором звук получается коротким и быстрым, называется СТАККАТО

 (запишите это понятие рядом с точками  …)

Плотное, но не связное прикосновение, при котором каждый звук звучит отдельно, называется НОН ЛЕГАТО

(запишите это понятие рядом с  пунктиром _ _ _)

Каждое произведение, в зависимости от его темпа и характера, звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку дождика, звучит весело, каждый звук «подпрыгивает», помогая создавать в воображении нужный образ. Конечно, образ весёлого Дождика создаётся в том случае, если произведение написано в мажоре, а если в миноре, то получится картинка грустного дождика. Уже на этом примере понятно, что образ складывается из многих составляющих, и штрихи это важное, но не единственное выразительное средство.

Нежная колыбельная, вальс, пьеса Лебедь звучат плавно и протяжно, на легато, каждый её звук будто выливается из предыдущего, сливаясь в общую картину.

Поэтому, чтобы донести произведение до слушателя, исполнителю необходимо владеть многими музыкально-выразительными средствами. В арсенале музыкантов их достаточно много: это и динамические оттенки, и свободное владение темпом. И что ещё вы можете назвать…?

Ученики:

И прикосновения, то есть произнесение звуков пальцами, а значит, владение различными штрихами.

Учитель:

– Давайте потренируемся использовать новые понятия ШТРИХИ, ЛЕГАТО, СТАККАТО, НОН ЛЕГАТО в своих объяснениях.

Сейчас мы ещё раз прослушаем уже знакомые нам музыкальные произведения (но уже в разных исполнениях) и попробуем объяснить, как штрихи помогают создавать музыкальный образ.

 Обратите внимание, слушая музыку, каким было легато в одном и в другом исполнении.

К.Сен-Санс. Лебедь

https://www.youtube.com/watch?v=qrFpPrMBD0s  (“Лебедь” в исполнении У.Лопаткиной)

Объяснения детей.

Учитель:

-Каким было стаккато?

А.Архиповский. “Дождик”

Объяснения детей.

Учитель:

– Каким было нон легато?

Ж.Бизе. Марш Тореадора из оперы “Кармен”

https://www.youtube.com/watch?v=_TtN9NsfeCI(с 28.секунды)

 После прослушивания музыки и  детских объяснений педагог обращает внимание на схему плана.

Пункт плана №5. Итоги.

Учитель:

– Мы прошли длинный путь. Вспомним, какая была у нас цель урока? (ответы детей)

Достигли ли мы ее? Да

Чему вы научились, что узнали? (ответы детей)

Ученики

– Мы сделали вывод, что с помощью штрихов музыканты могут передавать разные образы в музыке. Потому что легато, стаккато, нон легато отличаются друг от друга, например, легато – плавное и мягкое прикосновение, а стаккато – острое и короткое, потому и образы получаются разными!

– А ещё (* некоторые из учеников действительно слышат это!) можно сделать вывод, что и легато может быть РАЗНЫМ, и стаккато, потому мы нарисовали разные Дождики, разных Лебедей.

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 Оцените свой результат.  Обведите нужный знак

Оценочный бланк ребенка.

РЕФЛЕКСИЯ:

 Учитель:

– Давайте вспомним самые яркие переживания сегодняшнего урока. (Рефлексия на подобных уроках направлена не только на сам предметный результат, она направлена, прежде всего, на сам путь достижения этого результата.)