Смирнова Н.Б. Раскрытие личности ребенка путем погружения его в мир музыки
Нет человека, который не любит музыку. У каждого из нас есть свои любимые произведения, которые хочется слушать и исполнять, свои любимые исполнители, которых хочется слушать снова и снова. Музыкальный вкус и понимание музыки формируется с детства, именно поэтому очень важно, какую музыку будет слушать и исполнять ребёнок.
Маленький музыкант, начиная своё знакомство с музыкой с простых мелодий, постепенно окажется на пути, который приведёт его к знакомству с самыми лучшими произведениями композиторов классиков, романтиков, импрессионистов.
Музыка, которую будет слушать, изучать или исполнять будущий ученик, должна будет пробуждать в нём чувства радости и сопереживания, стремления к творчеству и самосовершенствованию.
Ведь слушая и исполняя музыку, ребёнок слышит не только звуки, но и мысли, и чувства композиторов.
Воздействие музыки на человека
Музыка известна человечеству более 30 000 лет, и за это время она не только эволюционировала и приобрела разнообразное воплощение в стилях и направлениях, но и плотно вошла в нашу жизнь. Все больше людей начинают свой день с музыкальных композиций, льющихся из радиоприемников и наушников медиаплееров. Многие меломаны, вероятно, замечали, что различная музыка может по-разному воздействовать на самочувствие и настроение слушателя, именно поэтому каждый из нас выбирает музыку по душе – ту самую, которая создает определенное состояние сознания, наиболее комфортное нам.
Музыка и мозг
Так почему же это происходит? Чем обусловлено столь значительное влияние музыки на наше самочувствие? Исследования показали, что при прослушивании музыки в головном мозге человека происходит активизация зон, ответственных за восприятие речи и ее обработку. То есть, прослушивая музыку, наш мозг реагирует на нее, как реагировал бы на разговор или беседу, таким образом, музыка, как и человеческие слова, могут воздействовать на наш мозг определенным образом. Однако, если в словах смысл всегда ясен слушателю, то воздействие музыки происходит на ином уровне, не доступном осознанию. Основная причина возможности влияния музыки на человека – ее прямое воздействие на биоритмы мозга.
Благоприятное воздействие музыки
Прослушивая музыку с «благоприятными» альфа-ритмами, мы получаем возможность не только улучшить настроение, но и способствовать развитию различных центров головного мозга. Исследования показали, что регулярное прослушивание музыки, которая вызывает положительные эмоции, улучшает память и работу речевых центров.
Уроки истории музыки в лицее
Уроки истории музыки в лицее не просто погружают детей в особый, музыкальный мир, развивая их, но и формируют их вкус и умение отличать настоящую музыку от всего того музыкального многообразия, которое звучит со всех сторон. Именно поэтому уроки истории музыки включены в обязательную программу лицея. На этих уроках дети слушают и изучают музыку в исполнении лучших музыкантах нашего и прошлого века. Уроки истории музыки проходят так, словно дети путешествуют по разным странам и эпохам, знакомясь с великими композиторами. Они все очень разные, но объединяет их всех одно – огромная любовь к музыке, и умение с помощью звуков выразить и донести до нас свои чувства и мысли.
В нашем лицее была создана программа и список произведений, которые дети слушают с первых уроков обучения, а также были записаны диски с музыкой разных эпох и стилей в самых лучших исполнениях.
- Музыка пробуждает огромное количество чувств и мыслей.
- Процесс слушания и изучения музыкальных произведений способствует тому, что дети начинают глубже чувствовать и мыслить.
- Понимание музыки, того, что в ней заложено, начинает вызывать специфический восторг.
- Как результат – детям хочется выразить свои музыкальные впечатления в разных видах искусства: живописи, поэзии … заниматься музыкой профессионально в музыкальной школе.
- Слушая музыкальные произведения, учимся:
- Чувствовать;
- Понимать и образно и творчески мыслить, а также анализировать информацию;
- Выражать то, что прочувствовал и понял.
- Можно различить пассивное и активное слушание музыки:
- Пассивное: Слушаю с удовольствием, но не задумываюсь, что в ней такого особенного.
- Активное: Слушаю, слежу за звуками, анализирую огромное количество линий, заключённых в произведении, синтезирую информацию.
- Для погружения в мир музыки важны условия, помогающие восприятию. Именно поэтому такое значение придаётся правильной осанке и внутренней сосредоточенности, формированию усидчивости.
- На истории музыки дети не только приобретают новые знания, подаваемые в игровой форме, так как ведущей деятельностью для детей начальной школы является игровая деятельность, но и используют знания, которые получают на других уроках. Так реализуется идея межпредметных связей.
I. На первых уроках ищем «музыкальную» картинку. Выбирается яркая, образная музыка, так как для детей этого возраста характерно:
- образное мышление;
- образная память;
- способность вживаться в образы.
Эту музыку легко представить и нарисовать.
Дети начинают заниматься историей музыки со 2 класса, а до этого они уже год занимались живописью, поэтому выразить свои впечатления в рисунке им легко. В процессе общения выясняем, что в зависимости от характера музыки художники пользуются разными средствами изображения своего впечатления (нежную, прозрачную музыку нельзя изобразить теми же средствами, что и бурную, громкую…). Цветовое решение является важным диагностическим материалом для психологов.
II. На этой же музыке (к примеру, Вивальди «Времена года») изучаем свойства музыкальных звуков. Знакомая музыка доступнее для восприятия, а также начинает развиваться музыкальная память.
Первое свойство, которое изучается, это высота звука.
Слушая запись пения птиц, выясняем, все ли поющие птицы взрослые или среди них есть и птенчики? Можно ли это услышать? После того, как дети самостоятельно приходят к выводу, что у птенчиков высокие голоса, начинаем заниматься расширением голосового диапазона и развитием выразительного чтения. Для этого чертим в тетрадях волнистые линии и голосом изображаем переходы от низкого к высокому звуку и наоборот. Если кому-то из детей сложно проинтонировать два разных по высоте звука, сначала добиваемся, чтобы один звук был произнесен чисто, «отмечаем» его нахождение прикосновением к горлу, а потом, скользя пальцем по горлу вверх, пытаемся произнести более высокий звук. Найдя его, также отмечаем «точечкой» на горле. Когда все дети усвоили это первое свойство звука, рассматриваем строение механики фортепиано (объясняю, что на толстых струнах живут «толстые», низкие звуки, на тонких – высокие звуки).
Третье свойство звука – это лад. Слушая музыку, определяем, веселый или грустный у нее характер. Для закрепления всех изученных свойств, используя сказку о трех медведях, работая над голосом каждого медвежонка. На этих уроках дети учатся тонкости общения. Слушают не только себя, но и других. Домашние задания также построены на вслушивание в окружающий мир.
Второе свойство звука – это сила, динамика его произнесения. Чертим таблицу итальянских терминов (рр, р, мр, f, ff), голосом проговариваем каждое обозначение, от самого тихого (рр) до самого громкого (ff).
III. На этой же музыке или произведениях, которые играет педагог, начинаем изучать штрихи. Изучение проводится в несколько этапов:
- прикасаемся ко всему, что нас окружает;
- касаемся по-разному (ласково, обжигаясь) в зависимости от характера поверхности; это созвучно теме о восприятии мира человеком через его ощущения, которые воспитываются у детей на уроках естествознания;
- слушаем различные по характеру музыкальные звуки (ласковые, резкие…);
- произносим звук «о» (монотонно, с перерывами, отрывисто);
- изображаем на клавишах произнесение этого звука «о»;
- приходим к выводу о трех разных прикосновениях: мягкое (легато), с перерывами (нон легато) и активно – отрывистое (стакатто);
- делаем вывод о том, что касание зависит от характера.
Чтобы закрепить понятия «штрихи», используем выразительное произношение этих слов (легато…стаккато), а также движения под музыку:
- Скользим на легато в вальсе;
- Маршируем – нон легато;
- Подскакиваем в польке – стаккато.
IV. Следующий этап изучения – ритм и темп. Знакомимся с этими понятиями не с формулировок, а с наводящих упражнений:
- проговариваем свои имена, определяя ударные и безударные слоги;
- прохлопываем и проговариваем;
- прохлопываем, задерживаясь на ударном слоге;
- маршируем и выхлопываем ритм (сочетание длинных, коротких по длительности звуков);
- поем простые детские песенки и прохлопываем ритм. Это развивает детей и готовит их к урокам стихосложения.
Изучая темп, размышляем, от чего он может зависеть. Может ли взволнованная музыка «ползти как черепаха» и наоборот? Делаем вывод, о том что темп музыки зависит от характера. Изучаем темпы, знакомясь с метрономом. Начинаем с медленных темпов, переходим к более быстрым (слушаем метроном не пассивно, а раскачиваясь, как «неваляшки»). Темп и ритм закрепляем, простукивая имена по разным поверхностям, разными палочками, ищем наибольшее соответствие характера «стука» характеру имени.
V. С понятием тембра знакомимся, изучая собственный голос. Слушаем, можем ли мы произносить звуки и слова:
- приглушенно,
- бархатно,
- мягко,
- резко,
- скрипуче…
После поисков краски собственного голоса вслушиваемся в голоса друзей. Составляем таблицу, в которой подписываем в первой графе имя, фамилию того человека, голос которого изучаем. Во второй графе подписываем прилагательное, наиболее точно характеризующее голос. В третьей графе ищем соответствующий цвет.
Имя | Прилагательное | Цвет | Инструмент |
Аня Т. | прозрачно-нежный | светло-бирюзовый | скрипка |
После прослушивания произведений для скрипки, флейты, виолончели… в четвертую графу вписываем инструмент. наиболее подходящий по тембру к описанию голоса. Эти уроки важны в психологическом плане. Дети начинают видеть в другом прекрасное, поэтическое, учаться вслушиваться друг в друга, что очень важно во взаимоотношениях.
VI. На протяжении всех лет дети ведут музыкальный словарь, в который вписываются все итальянские термины, а также краткая информация обо всем, что изучаем. Стараемся записывать орфографически правильно и лаконично.
VII. Самым сложным для изучения является содержание музыки, так как его трудно выразить словами. Перед очередным прослушиванием музыкального отрывка учащиеся получают задание описать музыку:
- 10 прилагательными,
- 10 существительными,
- 10 словосочетаниями.
После написания обсуждаем каждое слово, так как зачастую встречается искажённое восприятие смысла слов. Детям не хватает литературного запаса слов, на уроках создаётся красочный мир русской словесности. Эта работа не только обогащает лингвистическое пространство, но у кого-то и исправляет его. Также идёт работа над стилистикой языка, то есть выбираются слова, наиболее точно подходящие к данной музыке.
После накопления слов можем приступать к созданию таблицы (своеобразной «копилки чувств»), в которую вписываем определенные характеристики содержания, а в другую графу – какие произведения им соответствуют.
Например:
Чувство | Произведение |
Отчаяние | Альбинони «Адажио» |
Шутка | Бах «Шутка» |
Мечта | Чайковский « Вальс цветов» |
VIII. Итак, у нас уже изучены первые основные музыкальные понятия, есть «копилка чувств», умение подбирать слова к музыке. На этом этапе приступаем к сочинению сказок к прослушанной музыке.
Ребёнок живёт в мире сказок, он раскрепощён, что способствует работе в наиболее свободной ситуации. Как же сочиняют сказки?
Педагог может с помощью заданных слов подвести учеников к пониманию характера (бал, дворец, встреча, борьба, мечта…). После нескольких уроков учащиеся начинают сочинять сказки самостоятельно, без наводящих слов. Обязательно все зачитываем, обсуждая, какие звуки могли бы изобразить того или иного героя, какие движения он мог делать, как говорить. Очень много внимания уделяется интонированию слов героев. Эта работа проходит в несколько этапов:
- одну и ту же фразу произносим с наибольшем количеством вариантов (т.е. с различным характером)
- произносим ту же фразу без слов, вслушиваясь в интонацию (умение наделять определенными чувствами свое произношение)
- вспоминая сказку о трех медведях, играем ее, но теперь уже один ученик играет за троих.
- изучаем вопросно – ответную интонационную структуру фраз, задавая вопросы низко, громко, а ответы – высоко, тихо. Проговаривая таким образом речь своих героев, начинаем сочинять для них стихи. На этих уроках работаем в едином поле со словесниками.
IX. Выясняем, что рифма – это согласованные окончания. Но не все согласованные окончания подходят для стихотворений, важно еще, чтобы рифма была созвучной. Ищем такие рифмы всем классом, сочиняем вместе, потом – парами, потом – по одному. Главной задачей является научить ребёнка выражать свои мысли и переживания устно и письменно. Это выливается в первые творческие опыты детей. Примером могут служить книги стихотворений, рисунки и музыкальные сочинения.
Постепенно, слушая музыку, анализ ее характера все более усложняется. Перед прослушиванием задается ряд вопросов:
- Какой характер?
- Если характер менялся, как это влияло на способ исполнения?
- Повторялись ли части произведения?
- Как заканчивалось произведение? Как начиналось или по-другому?
- Какие настроения разбудило в душе?
Большинство этих вопросов подводят к изучение еще одного важного момента – изучению музыкальной формы.
Строение музыкальных произведений легче понять, используя схемы или игры. Изучаем сонатную форму.
В экспозиции встречаются два героя: главный и побочный. Они знакомятся, выясняют, что у главного – более активный, мужественный характер, у побочного героя – более мягкий. В разработке они проходят через ряд ситуаций, в которых могут ссориться, мириться…. В репризе мы слышим, видим результат их общения в разработке: главный герой может стать мягче, побочный – приобрести уверенность…Мы не только играем в «сонатную форму», но также сочиняем рассказы, следуя законам этой формы.
X. Огромное значение уделяется на уроках биографии композитора. Рассказ должен быть ярким, образным, захватывающим. Творчество художника, музыканта неотрывно связано с эпохой, в которой он жил.
Мы рассматриваем картины художников, говорим об архитектуре, рисуем костюмы того времени, читаем стихи, на которые были написаны романсы или посвященные композитору, сравниваем либретто опер с оригиналами, сравниваем стили разных эпох. Восстанавливается изрядное количество информации из курса истории, литературы, живописи, истории искусств.
Таким образом, постепенно создаётся единая картина мира, что и является одной из основных целей образования.
Программа выстроена по спирали, поэтому можно возвращаться к изучению творчества одного и того же композитора несколько раз, постигая более полнее и глубже (усложняя опыт слушания). Если в начальных классах слушаем маленькие прелюдии Баха, инвенции…, то в средних классах можно слушать уже «Магнификат», а в старших – мессу си-минор.
Слушая же, всегда обсуждаем, учась критиковать «объективно». Даже если произведение не близко, можно в нем услышать то, чем оно наполнено, что в нем нравится другим, а может, со временем, полюбить самому.
Приложение 1
Список произведений по музыкальной литературе.
| Зарубежная музыка | |
1. | Бах И.С. |
Прелюдии и фуги из “Хорошо темперированного клавира” (Гленн Гульд, Святослав Рихтер). Органная токката и фуга ре минор. Хроматическая фантазия и фуга. (Гленн Гульд) Месса си минор (отдельные части). (Concentus musicus Wien, дирижёр Nikolaus Harnocourt) “Страсти по Матфею”. (Concentus Musicus Wien, дирижёр Nikolaus Harnoncourt) |
2. | Бетховен Л. |
Симфонии №№: 3 Es-dur, 5 c-moll, 6 F-dur, 9 d-moll. (Венский
Филармонический Оркестр, дирижёр Леонард Бернстайн), (Российский
Национальный оркестр, дирижёр Михаил Плетнёв) Сонаты для фортепиано №№ 1f-moll, 5 c-moll, 8 c-moll, 14 cis-moll, 17 d-moll, 21 C-dur, 23 f-moll. (Эмиль Гигельс, Святослав Рихтер, Михаил Плетнёв) Увертюра “Эгмонт”. (Берлинский Филармонический Оркестр, дирижёр Герберт фон Караян) |
3. | Вебер К.М. |
Опера “Вольный стрелок”. (Staatskapelle Dresden, дирижёр Carlos Kleiber) |
4. | Гендель Г.Ф. | Оратория “Самсон” |
5. | Глюк К.В. | Опера “Орфей“. (Orchestra & Chorus of the Royal Opera House, Covent Garden, дирижёр Sir Georg Solti) |
6. | Гайдн Й. |
Симфонии №№: 45 “Прощальная” fis-moll, 103 “С тремоло литавр”
Es-dur, 104 D-dur. (Philharmonia Hungarica, дирижёр Antal Dorati) Оратория “Времена года”. (Wiener Symphoniker, дирижёр Karl Böhm) Сонаты для фортепиано (2-3 на выбор). (Jeno Jando, Михаил Плетнёв) |
7. | Моцарт В.А. |
Оперы “Свадьба Фигаро” и “Дон Жуан”. (Венский Филармонический
Оркестр, Royal Concertgebouw Orchestra Amsterdam, дирижёр Николаус
Арнанкур) Симфонии №№: 40 g-moll, 41 C-dur. (Chamber Orchestra of Europe, дирижёр Nikolaus Harnoncourt) Соната для ф-но №11 A-dur, Фантазия и соната для ф-но c-moll. (Mitsuko Uchida, Андраш Шифф) Реквием (Берлинский Филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян) |
8. | Шуберт Ф. |
Симфония h-moll (“Неоконченная”). (Венский Филармонический Оркестр, дирижёр Карл Бём) Вокальные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”. (Петер Шрайер, Дитрих Фишер-Дискау) Песни: “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Двойник”, “Приют”, ” Форель”. (Дитрих Фишер-Дискау) Фортепианные произведения: по выбору 2-3 сонаты и миниатюры. (Андраш Шифф) |
9. | Мендельсон Ф. |
Музыка к комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”. (Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Андре Превин) Концерт для скрипки с оркестром. (Иегуди Менухин, Давид Ойстрах) “Песни без слов” (избранные). (Мария Гринберг, Вальтер Гизекинг) |
10. | Россини Д. | Опера “Севильский цирюльник”. (Дондонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Европы, дирижёр Клаудио Аббадо) |
11. | Шуман Р. |
Фортепианный цикл “Карнавал”. (Сергей Рахманинов, Владимир Тропп) Вокальный цикл “Любовь поэта”. (Дитрих Фишер-Дискау) Концерт для фортепиано с оркестром. (Ван Клиберн, Дину Липатти, Кристиан Циммерман) |
12. | Берлиоз Г. | Фантастическая симфония. |
13. | Шопен Ф. |
Мазурки (3-4 по выбору). Ноктюрны, Этюды (2-3 по выбору). Полонез (любой). Баллада № 1. Соната № 2 b-moll. |
14. | Вагнер Р. |
Опера “Лоэнгрин”. Увертюра к опере “Тангейзер”. Оркестровые отрывки из тетралогии “Кольцо нибелунга”: “Полёт Валькирий”, “Траурный марш”. |
15. | Лист Ф. |
Симфоническая поэма “Прелюды”. Рапсодии (1-2 по выбору). “Годы странствий” (2-3 пьесы по выбору). Песни: “Лорелея”, “Три цыгана”, “Как дух Лауры”. |
16. | Брамс И. |
Симфония № 4 e-moll. Интермеццо op. 117. Песни: 2-3 на выбор. |
17. | Гуно Ш. | Опера “Фауст”. |
18. | Бизе Ж. |
Опера “Кармен”. Музыка к драме А.Доде “Арлезианка”. |
19. | Верди Д. | Оперы: “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. |
20. | Сметана Б. |
Опера “Проданная невеста”. Симфоническая поэма “Влтава”. |
21. | Дворжак А. |
Симфония “Из Нового света”. Славянские танцы (2-3 на выбор). |
22. | Григ Э. |
Музыка к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”. Избранные фортепианные миниатюры и песни (по 2-4 на выбор). |
23. | Пуччини Д. | Опера “Богема”. |
24. | Дебюсси К. | Прелюдии для ф-но (2-3 на выбор), «Бергамасская сюита», Симфония-прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (по выбору), 3 оркестровых ноктюрна: «Облака», «Празднества», «Сирены». |
25. | Сибелиус Я. | Сюита “Лемминкяйнен”, 4 легенды. |
26. | Вивальди | «Времена года», концерты для скрипки (по выбору), концерты для флейты (по выбору), Gloria d-dur, |
27. | Беллини | Отрывки из оперы «Нормы», «Сомнамбула», «Пуритане» (по желанию). |
28. | Доницетти | Отрывки из оперы «Любовный напиток». |
29. | Паганини | «24 каприччио» ор.1, 5 концертов (по выбору), 8 сонат (по выбору), Вечное движение Сочинения для скрипки и гитары: 6 сонат ор.2, 6 сонат ор.3 (по выбору)/ |
30. | И. Штраус | «Летучая мышь», «Цыганский барон» (по выбору). Вальсы, польки. |
31. | Кальман | «Королева чардаша», «Баядера» (по выбору), «Марица» (по выбору), «Принцесса цирка» (по выбору», «Фиалка Монмартра» (по выбору). |
32. | Массне | Опера «Таис». |
33. | Оффенбах | «Сказки Гофмана» |
34. | Сен-санс | «Карнавал животных», отрывки из оперы «Самсон и Далила». Симфоническая поэма «Пляска смерти», Отрывки из симфонии №3. |
35. | Русская музыка: | |
36. | Алябьев А. | Романсы и песни (3-4 на выбор: “Иртыш”, “Зимняя дорога”…). |
37. | Варламов А. | Романсы и песни (3-4 на выбор: “Красный сарафан”, “На заре ты её не буди”, “Белеет парус одинокий”…). |
38. | Гурилёв А. | Романсы и песни (3-4 на выбор: “Матушка- голубушка”, “Домик – крошечка”, “Разлука”…). |
39. | Глинка М. |
Оперы “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”. Камаринская. Вальс-фантазия. Арагонская хота. Романсы и песни (3-4 на выбор). |
40. | Даргомыжский А. |
Опера ” Русалка”. Романсы и песни (3-4 на выбор). |
41. | Балакирев М. |
Увертюра на темы трёх русских народных песен. Восточная фантазия для ф-но “Исламей”. Симфоническая поэма “Тамара”. Романсы и песни. |
42. | Мусоргский М. |
Оперы “Борис Годунов” и “Хованщина”. Фортепианный цикл “Картинки с выставки”. Вокальный цикл “Песни и пляски смерти”. Вокальные произведения (3-4 на выбор). |
43. | Бородин А. |
Опера ” Князь Игорь”. Симфония № 2 h-moll. Квартет № 2 D-dur. Избранные романсы по выбору. |
44. | Чайковский П. |
Оперы “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”. Балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. Симфонии №№ 1 g-moll, 4 f-moll, 5 e-moll, 6 h-moll. (Российский Национальный Оркестр, дирижёр Михаил Плетнёв) Увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”. (Российский Национальный Оркестр, дирижёр Михаил Плетнёв) Романсы (5-6 по выбору). |
45. | Римский-Корсаков Н. |
Оперы “Снегурочка”, “Садко”, “Царская невеста”, “Золотой петушок”. Симфоническая сюита “Шехеразада”. Романсы (2-3 на выбор). |
46. | Лядов А. |
Восемь русских народных песен. Сказочная картинка “Волшебное озеро”. Народное сказание “Кикимора”. |
47. | Глазунов А. |
Балет “Раймонда”. Симфония № 5 B-dur. Концерт для скрипки с оркестром. |
48. | Танеев С. |
Симфония c-moll. Кантата “Иоанн Дамаскин”. Вокальные произведения (3-4 по выбору). |
49. | Рахманинов С. |
Опера “Алеко”. Прелюдии op. 23, 32 (5-6 на выбор). Этюды-картины op. 33, 39 (по выбору). Концерты для ф-но с оркестром № №2 c-moll, 3 d-moll. Романсы (5-6 по выбору). |
50. | Скрябин А. |
“Поэма экстаза” или Симфония № 3 “Божественная поэма”. Прелюдии op. 11 (по выбору). Этюды op. 8 (по выбору). Соната № 4 fis-moll, op. 30. |
51. | Стравинский И. | Балет “Петрушка”. |
52. | Мясковский Н. | Симфонии №№ 5 D-dur, 21 fis-moll, 27 c-moll. |
53. | Прокофьев С. |
Опера “Война и мир”. Балет “Ромео и Джульетта”. Кантата “Александр Невский”. Симфонии №№ 1 D-dur, 7 cis-moll. |
54. | Шостакович Д. |
Симфонии №№ 5 d-moll, 7 C-dur, 11 g-moll. Фортепианный квинтет. Вокальный цикл “Из еврейской народной поэзии”. |
55. | Шнитке | Concerto Grosso (по выбору), музыка к фильмам. |
56. | Хачатурян А. |
Балет “Спартак”. Концерт для скрипки с оркестром. |
57. | Свиридов Г. | Поэма памяти Сергея Есенина. |
58. | Бортнянский | Духовная музыка (по выбору) |
59. | Березовский | Концерт «Не отвержи мене во время старости», песнопения божественной литургии (по выбору) |
60. | Верстовский | «Аскольдова могила» |
61. | Рубинштейн | «Демон», камерная музыка (по выбору). |
Наша частная школа — переход на главную страницу