Сысоева А.М. Оценка качества литературного образования: ожидания и проблемы
Обсуждение проблем воспитания и развития учащихся тесно связано с анализом оценки качества образования. Вопрос оценки качества образования был актуален всегда. Но в переломный момент, в момент реформирования образования, какой мы и переживаем сейчас, он стоит особенно остро. Слышатся самые разнообразные мнения, выстраиваются самые разнообразные системы. Однако разговор о качестве образования, и, тем более, о его оценке, на наш взгляд, не может состояться без определения, а что же такое образованный человек в современном понимании.
В толковом словаре С.И. Ожегова слову «образование» даётся следующее толкование: «1. Обучение, просвещение. 2. Совокупность знаний, полученных специальным обучением». А слову «образованный» – такое: «Получивший, имеющий образование, имеющий разносторонние знания». Однако в современных условиях в это слово вкладывается еще ряд понятий. Для того чтобы считаться образованным человеком, недостаточно только обладать суммой знаний. Необходимо обладать рядом навыков, в которых не нуждались прежние поколения. Перечислим лишь некоторые:
- необходимо обладать широкими коммуникативными навыками;
- уметь ориентироваться в колоссальном потоке информации, вычленяя действительно ценную и значимую;
- уметь найти подходящий, наиболее достоверный и эффективный источник информации и критически оценить найденные сведения;
- уметь адекватно понять текст, независимо от его структуры и стилистики;
- уметь создавать некие модели и использовать их при освоении новой информации;
- уметь анализировать новые факты, проводя аналогии с имеющимися знаниями;
- уметь применять полученные знания на практике и творчески развивать (пополнять) их;
- уметь задавать вопросы, ставить задачи (чтобы искать ответы);
- уметь организовать собственный процесс познания.
Этот список может быть продолжен, однако уже и теперь ясно, что в современных условиях к образованному человеку обращено гораздо больше ожиданий, чем раньше.
И тогда перед нами встает сразу несколько проблем. Прежде всего, становится очевидным, что те формы контроля, которые все настойчивее внедряются государством и распространяются на все большее количество предметов (это, конечно же, ЕГЭ), оказываются эффективным для проверки, в лучшем случае, фактологических знаний, то есть способности запомнить и воспроизвести информацию. Хотя и в этом случае результат зачастую вовсе не отражает истинного положения дел. В педагогической среде хорошо известны ситуации, когда абсолютно безграмотный ученик, который допускает в диктанте до 19 ошибок, пишет тесты исключительно на «4», а тот, кто не может решить ни одной математической задачи, вполне успешно решает тест «методом тыка».
Кроме того, для того чтобы натренироваться выполнять тестовые задания, не обязательно владеть навыками, которые потом и определят качество образования: умением сопоставлять, анализировать, систематизировать, выдвигать и проверять гипотезу. Достаточно зазубрить правила и овладеть технологией поиска правильного ответа. Итак, можно сделать вывод, что формы контроля качества образования, предлагаемые государством, как раз качество образования проконтролировать и не могут.
Тогда встает следующий вопрос: а какие же формы контроля качества образования возможны и эффективны в современных условиях?
Попробуем рассмотреть эту проблему на примере литературного образования.
Если вернуться к приведенному выше списку умений, которыми должен обладать по-настоящему образованный человек, то содержание «проверки качества образования» становится ясным. Но какие методы позволяют проверить именно качество образования? Ведь когда мы говорим, что человек обладает теми или иными навыками, то подразумеваем, что он делает это хорошо. Как проверить, что человек хорошо владеет коммуникативными навыками? Как проверить, что он легко ориентируется в информационном потоке и знает и использует разнообразные источники информации? И самое главное, как проверить, что этот человек способен сам выстроить программу своего дальнейшего образования (в широком смысле слова)?
На наш взгляд, существуют как проверенные временем формы контроля качества литературного образования (экзамены по литературе в форме сочинения, когда проявляется личностная, интеллектуальная и языковая зрелость), так и новые, появившиеся недавно: защита реферата, участие в конференциях по предмету, собственное литературоведческое исследование, анализ незнакомого текста (ученику дается небольшой текст, который он видит впервые, и ученик должен определить жанр, принадлежность к определенному литературному направлению, идею, позицию автора; должен проанализировать композицию и художественные средства). Эти формы позволяют диагностировать не только актуальный уровень сформированности навыков и компетенций детей, но и их развитие.
Рассмотрим, какие умения ученика проявляются при использовании каждой из вышеперечисленных форм контроля.
Сочинение
Чтобы справиться с этим видом работы, ученик должен обладать большим количеством знаний по предмету: творческих биографий писателей и особенностей их творчества; взаимосвязи развития литературы с историческими и интеллектуальными процессами в обществе; знать черты литературных направлений и характерные для разных литературных эпох жанры; знать особенности стиля данного писателя и наиболее характерные для его творчества художественные приемы…
Но этого недостаточно. Чтобы сочинение было написано на хорошем уровне, ученику необходимо обладать целым рядом коммуникативных навыков (в данном случае – навыков письменной речи). Он должен уметь точно очертить границы темы – понять, узкая она или широкая, увидеть, какой круг вопросов годится для рассмотрения в рамках данной темы, а какие проблемы окажутся избыточными или не относящимися к делу. А это требует от него развитых аналитических способностей.
Он должен уметь как оттолкнуться от мнения критиков, так и сформулировать свое собственное отношение к проблеме. А для этого он должен быть достаточно зрелой личностью.
Кроме того, ученик должен продумать композицию своей работы, уметь сделать свое сочинение логичным, стройным, завершенным, без композиционных «провалов» и излишеств.
Он должен уметь правильно в речевом отношении оформить свое высказывание, то есть: не потерять связь между предложениями, не допустить речевых, грамматических и стилистических ошибок, высказываться развернуто и эмоционально, удачно использовать цитаты.
Он должен суметь выдержать стилистическую целостность собственной работы.
В итоге можно сказать, что сочинение хорошего уровня может написать только зрелый, грамотный, обладающий разносторонними знаниями по предмету и универсальными умениями человек. И если выпускник успешно справляется с таким видом работы, как сочинение, то можно считать, что он получил качественное литературное образование.
Защита реферата
Эта форма работы предполагает, что выпускник способен отобрать книги для реферирования, составить представление о предмете, понять и изложить чужие точки зрения и высказать свое отношение к ним. То есть он должен уметь находить необходимую информацию, анализировать ее, составлять общее представление о предложенной теме на основании разносторонних и разнообразных сведений (здесь проявляется способность к анализу и синтезу).
Он должен спланировать свою деятельность на этапе подготовки к написанию реферата, выделить основные этапы работы и определить задачи каждого этапа.
Выпускнику необходимо умение подбирать иллюстративный материал так, чтобы последний наиболее точно подтверждал и обосновывал его позицию.
При написании реферата выпускнику потребуются навыки выстраивания пространного письменного высказывания (сходные с теми, которые необходимы при написании сочинения).
Специфическим умением при данном виде работы является навык публичного выступления. Выпускник должен уметь представить свой реферат так, чтобы он не только давал представление о количестве и качестве переработанного материала, а и был бы интересен слушателям. А для этого ученик должен обладать хорошими навыками устной речи: его речь должна быть логичной, без грамматических ошибок, без слов-паразитов, эмоциональной. Он должен владеть приемами ораторской речи, чтобы удерживать внимание слушателей. При этом его речь не должна быть как слишком лаконичной, состоящей только из тезисов, так и слишком многословной, так как «растекание мыслью по древу» производит плохое впечатление на слушающих (кажется, что человек говорит много, но ни о чем).
Таким образом, можно сказать, что хороший реферат способен написать и защитить только тот выпускник, который обладает достаточным количеством теоретических сведений и целым рядом разнообразных коммуникативных умений.
Участие в конференции по предмету
Такая форма контроля качества образования одновременно очень сложна и интересна. Участие в конференции требует от ученика тех же навыков, что и при написании реферата, однако этих навыков недостаточно. На наш взгляд, главными умениями, которые проявляются именно в ситуации конференции, являются умение критически мыслить, задавать вопросы себе (постановка проблемы при работе над темой) и другим (во время обсуждения докладов) и умение слушать и слышать других. Кроме того, такая форма контроля проверяет еще и умение цивилизованно вести дискуссию.
Можно сказать, что человек, который будет достойно выглядеть при представлении своей темы на конференции, должен обладать как большим количеством знаний по предмету (в том числе научных, академических), так и очень высоким уровнем коммуникативных и аналитических способностей.
Если же ученик способен провести собственное литературоведческое исследование или сделать полный анализ незнакомого литературного произведения, то это уже говорит об очень высоком качестве образования, так как человек оказывается способным не только воспроизвести полученную за период обучения информацию, но и создать собственный продукт, применить имеющиеся знания и умения в новой ситуации, соотнести свои знания с новым явлением, а затем представить их в адекватной речевой форме, сделать свои мысли понятными для других. В этом случае человек является не копилкой разложенных по полочкам, но мертвых знаний, а творческой, способной к дальнейшему развитию личностью.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что те формы контроля качества образования по литературе, которые становятся ведущими на сегодняшний день, являются наименее эффективными и не дают полного и адекватного представления о качестве образования выпускников школ.
Наша частная школа — переход на главную страницу