Чтение

Чтение является важнейшим средством получения знаний, оно заложено в основу обучения.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. (Р. И. Лалаева)

При данном нарушении ребенок допускает следующие ошибки:

  • не может составить из букв слоги;
  • переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательность);
  • неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
  • пропускает буквы;
  • медленно читает (низкий темп чтения);
  • плохо понимает прочитанный материал, не может запомнить и пересказать его.

Среди многообразных причин, вызывающих данные нарушения, следует отметить несформированность отдельных речевых и неречевых функций (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы).

В процессе обучения чтению ребенок должен научиться четко и быстро опознавать предъявленные ему буквы, уметь в определенном направлении переводить взляд с буквы на букву и прочитывать их, создавая слог, а затем и слово, при этом значение прочитанного должно удерживаться в памяти.

Проблема овладения навыком чтения достаточно ярко выражена у многих  современных детей. Отсутствие умения быстро и правильно читать может отрицательно влиять как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребенка в целом. Именно в этой связи очень важна своевременная помощь ребенку логопеда.

Вернуться в раздел Логопедическая страничка