Здоровьесберегающая программа лицея
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, и учителя, и врачи.
В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:
1. Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной).
2. Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня.
3. Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.)
4. Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе).
5. Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.
Таков современный эталон здоровья школьника.
Цель воспитательной системы со здоровьесберегающим компонентом – обеспечение воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять собственное здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений о необходимости сохранения своего здоровья, содействие воспитанию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
В воспитательную систему нашей частной школы положены следующие подходы.
Основополагающим в реализации работы по здоровьесбережению школьников является антропоцентрический подход. Его суть – учет индивидуального своеобразия и личностных особенностей учащихся.
Деятельностный подход. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой, культурой здоровья.
Личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению, решает проблему здоровьесбережения.
Полусубъективный (диалогический) подход. Педагог активизирует, стимулирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения, условия для сохранения здоровья учащихся на период обучения.
Индивидуально-творческий подход. Основное его назначение состоит в создании условий для самореализации личности, развития творческих возможностей каждого учащегося, что является условием сохранения здоровья школьника.
Принцип преемственности лежит в основе сквозного планирования воспитательной деятельности на весь период обучения в школе с учетом индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся.
Принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную реализацию учащихся в любой среде жизнедеятельности школы.
Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях, умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, нормами жизни здорового человека.
Принцип успешности (умение делать) – помочь учащимся сформировать чувство нужности, востребованности, конкурентоспособности.
Принцип социально-педагогического сопровождения – это комплекс последовательных педагогических действий учителя, помогающих учащимся понимать возникающие жизненные ситуации.
В Московском Лицее «Ступени» определен «образ школы».
«Образ школы» – это школа, которая должна:
- хорошо учить по всем предметам, чтобы учащийся имел свободу выбора;
- всемерно поощрять творчество в физическом развитии, культурно-эстетическом развитии и ведение здорового образа жизни;
- уважение личности ребенка, его возрастных и личностных особенностей и потребностей;
- активное участие воспитанников в учебной и внеучебной деятельности (клубах, конкурсах, соревнованиях, кружках и т.д.);
- сохранение и приумножение традиций Лицея;
- теплые и дружеские взаимоотношения между детьми, детьми и взрослыми.
Генеральной целью Лицея является создание условий для становления здоровой (физически и нравственно) личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями.
Важной задачей здоровьесберегающего компонента является создание активной среды, в которой воспитание и обучение воспитанника происходило бы не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего и внешнего потенциала ребенка.
Таким образом, руководствуясь основной целью Лицея, коллектив учителей определил ряд задач:
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
- Поддержание и укрепление традиций Лицея, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции.
- Усиление профилактической работы в борьбе с табакокурением и сквернословием, повышение уровня этической культуры и социальной ответственности воспитанников.
- Совершенствование методического мастерства педагогов-воспитателей.
Таким образом, совокупность всех используемых в воспитательном процессе приемов, методов, здоровьесберегающих технологий не только будет беречь здоровье лицеистов от возможных факторов неблагоприятного воздействия образовательной среды, но и способствует воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, невозможной без достаточного уровня здоровья.